Вы здесь: Главная > Дневник кино > Здесь нет стабильной устоявшейся культурной ситуации

Здесь нет стабильной устоявшейся культурной ситуации

идея давления ключевая идея повести стругацких претерпела

Дело в том, что перед хроникой «Скорбного бесчувствия» стояла задача реставрации исторического времени. Перед документальными репортажами «Дней затмения» — задача создания исторического пространства, введение в сюжет Стругацких конкретности переживаемого обществом периода, включения сюда реалий сегодняшнего быта.

В одном из своих выступлений Сокуров подробно ответил на вопрос о том, где происходили съемки фильма, рассказал о Красноводске. «Это один из самых сложных в политэкономическом и гуманитарном смысле регион нашей страны. Здесь нет стабильной, устоявшейся культурной ситуации, все перемешано. Русский не понимает, что он русский, а туркмен, что он туркмен. Здесь ни одна из национальных групп не имеет шансов реализоваться до конца в своем духовном национальном содержании. И все существует параллельно, в условиях бессмысленного взаимодействия и взаимоподавления — все это мы старались передать в фильме». Во время того же выступления (оно состоялось в рамках международного форума экспериментального кино «Арсенал» в Риге) Сокурову был задан вопрос о фантастической повести Стругацких, положенной в основу «абсолютно сегодняшней, реалистической картины». Сокуров ответил, что газетные публикации «сегодня иногда гораздо фантастичнее, чем все то, что написали Стругацкие. Просто мне кажется, что жизнь людей, которых называют российскими людьми,— настолько фантастична и необыкновенна, эта жизнь изо дня в день, эти межнациональные отношения, эти уникальные политические клубки, абсурдные клубки культурного порядка — она гораздо причудливее фантастики».

Идея Давления — ключевая идея повести Стругацких — претерпела не меньшие трансформации при перенесении на экран, чем идея конца света. Если конец света сдвинут из бесконечно далекого будущего в декорации сегодняшнего дня, то Давление превратилось как бы в первую фазу этого глобального процесса. Давление в фильме — это тревожное предощущение конца, причем пришедшее не откуда-то извне, это не происки таинственного «Гомеостатического мирозданья», а глубинный процесс, подземными толчками вырывающийся наружу. И в этом смысле ответ режиссера на вопрос о фантастике и реализме фильма имеет куда более серьезный и конкретный смысл, чем это представляется вначале. Сокуров совершил рискованную операцию по удалению из повести всех научно-фантастических мотивировок и трансплантации на их место предельно жесткого описания всего многообразного клубка мучительных проблем «одного из самых сложных в политэкономическом и гуманитарном смысле регионов нашей страны». Давление здесь — это не серия загадочных происшествий и внезапных катастроф, а непрерывный жестокий прессинг, который испытывают все герои, вступая в любой контакт с окружающим миром.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв

contador de visitas счетчик посещений