Экран тогда еще не пришел в школу
Создание ОДК — составная часть общего процесса демократизации и гуманизации нашего общества. И здесь я должен напомнить, что мы — наследники знаменитого Общества друзей советского кино, возникшего в начале 20-х годов — его руководителем был Ф. Э. Дзержинский — и разогнанного в 1934-м. В материалах Всесоюзного партсовещания 1928 года ОДСК характеризуется как часть советской общественности, участвующей в жизни кинематографа. Кинематограф виделся тогда общественно-государственным устройством. С одной стороны, государственное учреждение — Совкино, с другой — ОДСК. Их наметившееся, но прерванное взаимодействие и могло родить тот синтез, который был необходим для естественного и плодотворного развития кинодела.
V съезд кинематографистов эту грубо прерванную традицию подхватил и продолжил в идее современного общественно-государственного руководства кинематографией. Но мы наследуем еще одну чрезвычайно актуальную традицию ОДСК. Ведь оно объединяло и создателей фильмов, и зрителей, и пропагандистов кино. Экран тогда еще не пришел в школу. Только начинала осуществляться мечта Луначарского о том, чтобы в школьном классе рядом с грифельной доской находился киноаппарат. У истоков ОДСК стояли Эйзенштейн, Вертов, оператор Я. Толчан и другие мастера, сразу был установлен контакт с профессионалами. Структура нынешнего ОДК восходит к форме, найденной в 20-е годы.
Не надо, однако, и забывать, что на деятельность ОДСК накладывали свой отпечаток негативные тенденции тех лет. Отлично помню, как нарастал вульгарный социологизм и догматизм в оценках фильмов, как процветала практика навязывания этих оценок зрителю, стремление унифицировать массовую аудиторию. Все это было проявлением чудовищной деформации духовной жизни. Сегодняшнее ОДК, напротив, должно способствовать развитию самостоятельного эстетического мышления.
А какова основная задача Ассоциации деятелей кинообразования? Приобщение широкого зрителя, в особенности подрастающего поколения, к подлинному искусству. Воспитание высокой духовной культуры, художественного вкуса. При помощи кино ввести ребят в мир искусства, научить их воспринимать художественное произведение, переживать его личностно.
Наряду с задачами эстетического просвещения кинообразование должно решать и задачи гражданского воспитания. При этом мы решительно против авторитарной, силовой «педагогики», категорически отвергаем догматизм и начетничество в приобщении школьников к искусству. Мы — за педагогику доверия и сотрудничества, за диалог учителя и аудитории, за совместный поиск, в ходе которого каждый находит свой путь к фильму. Кроме кинофакультативов мы используем и другие формы — кружки, школьные кинотеатры, клубы, лектории, народные университеты. Но всегда наша первейшая забота — разрушение всякого рода догматов. Вот против такого страшного наследия «казарменного социализма» и в теории и на практике должна быть нацелена деятельность ОДК.