Умеренное употребление спиртных напитков
В первый вечер грузинский режиссер Лео Бакрадзе пригласил американскую делегацию к себе на обед. Как у большинства отечественных кинематографистов, в квартирах которых я побывал, у Бакрадзе есть телевизор с большим экраном и видео. Нас принимали в просторной столовой с двумя люстрами, которая также служит ему библиотекой. На полках кроме книг располагается коллекция ярких экзотических кукол, которые напоминают зрителей на балконе. За столом собралось 20 человек, но еды было куда больше, чем могли съесть гости,— икра, пирожки с мясом и многое другое, а также огромное количество водки, вина, пива и коньяка. Умеренное употребление спиртных напитков — часть программы Горбачева — пока еще не получило распространение среди кинематографистов.
Бакрадзе вел программу вечера с помощью длинных тостов — шутливых, искусно построенных речей, по традиционному грузинскому обычаю прославляющих женщин, гостей и родителей каждого из присутствующих. Затем Толомуш Океев предложил тост за тот день, когда «мы освободимся от бремени понятий «капитализм» и «социализм», пояснив свою мысль словами: «Кому будут нужны различия, если в результате борьбы не останется ни земли, ни жизни?»
Американцы, конечно, тоже пытались произносить тосты, но им явно не хватало опыта. Только Паттнем не ударил лицом в грязь. «Мы на Западе принимаем как должное две вещи, о которых вы мечтаете, свободу и материальное благополучие. Но вы принимаете как должное то, о чем мечтаем мы,— чувство общности и чувство дружбы, которое вы проносите через всю жизнь. Мы, умеющие делать вид, что многое ставится на карту, на самом деле рискуем немногим, и потому приветствуем вас, поскольку вы не из тех, кто пускает пыль в глаза, когда действительно идет на риск».
К началу второй недели встречи место действия переместилось в Тбилиси, столицу Грузии. Первый день из двухдневной поездки был посвящен осмотру достопримечательностей Тбилиси; а первый вечер — ужину в честь 55-летия Эльдара Шенгелая, который возглавляет Союз кинематографистов Грузии. Это был еще один потрясающий праздник с огромным количеством водки, грузинского вина, закусок и шашлыка, подававшегося на таких шампурах, с которыми Эрролу Флинну не было бы стыдно вступить в бой против Бэзила Рэтбоуна.
Только поздним утром следующего дня в Тбилиси американцам удалось приступить к делу — в зале местного отделения правления Союза кинематографистов состоялась дискуссия. Резо Чхеидзе, глава грузинской киностудии «Грузия-фильм», похоже, рассматривал эту встречу как возможность перечислить многочисленные возможности, которые могла бы предложить Грузия американскому продюсеру. «У нас есть очень интересные режиссеры, актеры, операторы, художники, и все они к вашим услугам,— заявил он,— у нас есть горы. У нас уникальная архитектура. Мы можем снимать мюзиклы, мелодрамы, исторические картины. У нас богатая история. Я могу назвать тысячу разных тем для совместного производства».