Творческие методы
Мы все еще живем по старому уставу — изменить его вправе только предстоящий съезд нашего союза. Но уже сегодня мы считаем необходимым отказаться — и вычеркнуть из жизни — от того положения устава, которое по существу предписывает кинематографистам творить по законам социалистического реализма.
Творческие методы и направления никем не придумываются и планово не внедряются. Они — естественный результат движения художественного процесса, продукт своего времени, неповторимый плод труда, таланта и совести целых поколений художников, творящих в соответствии со своим мироощущением и видением действительности, своим пониманием человека, правды, нравственных ценностей.
Только отказ от любого рода нормативности, неприемлемость вульгарной политизации и плоской дидактичности, свободный, разнонаправленный поиск в области человеческого духа способны принести творчеству весомые результаты — в какие бы конкретные формы это творчество ни выливалось.
Определяя свое место в новой политической и культурной ситуации в стране, Союз кинематографистов заявляет о своей роли как культурного сообщества: защищающего свободу и гражданское достоинство художника, разделяющего заботу об осуществлении прав человека на свободу совести, мысли и выбора приемлемого образа жизни,
отстаивающего права народов на выбор своей исторической судьбы, на сохранение своей культурной идентичности.
Современность и экран. признающего незаменимую роль культуры для раскрытия в сознании людей общечеловеческих ценностей. Кинематограф долго считали «важнейшим из искусств», наделяя его почетной функцией проводника обязательных истин «передового мировоззрения», усердного помощника в решении социальных, воспитательных и прочих проблем, с которыми не справляется политическая система. Однако кинематограф — не идеологическое оружие, связанное с обществом казенными догмами и директивами, а искусство среди других свободных искусств, призванное способностью художника — в его творческом самовыражении — открывать новые жизненные миры для познания человеком своей подлинной человеческой природы, для переживания полноты жизни «здесь» и «теперь», а не в отсроченном «светлом будущем».