Театр абсурда. Все началось с Гоголя?
Превращение сюрреализма в одно из ведущих направлений искусства, постоянная рекламная и финансовая его поддержка стимулировали появление подобных ему направлений модернистского искусства, которые, как и сюрреализм, опирались на философский идеализм.
Число статей и электронных книг, посвященных театру абсурда, во много раз превосходит количество самих произведений этого направления. «В ФРГ пишут докторские диссертации о наших работах и о нас самих. Меня преподают в Норвегии, на факультетах Англии и Австралии, в американских колледжах… Я интересую молодых русских и молодых японцев. Мне посвящаются монографии», — без ложной скромности заявлял один из основоположников течения Э. Ионеско.
Тексты пьес театра абсурда, многочисленные статьи, рецензии, монографии, а также выступления и интервью дают достаточный материал для анализа методов, целей, идейных и философских основ этого направления.
Драматурги искусства абсурда в своих произведениях расчленили жизненно целостные элементы театрального представления и нарушили их реальную взаимосвязь. Далось им это нелегко.
Вопрос об истоках искусства абсурда занимает многих зарубежных критиков. Большая часть авторов работ, посвященных театру абсурда, совершенно справедливо усматривает их в декадентском искусстве конца XIX в. Однако некоторые критики настойчиво пытаются вывести искусство абсурда из русской литературы, прежде всего из творчества Достоевского. Наибольшую изобретательность проявил в этом плане американец Ф. Хоффман — доктор философии, профессор Калифорнийского университета. Для большего веса он причислил к «предкам» искусства абсурда помимо Достоевского Леонида Андреева, Тургенева и Гоголя. Для демонстрации научного уровня, исследования Хоффмана стоит привести краткий пример: его трактовку смысла «Мертвых душ» — произведения, которое он считает наиболее «духовно близким» театру абсурда. «Мертвые души могут быть названы товаром, купленным для дьявола, полномочным представителем которого является Чичиков. Во всяком случае, ни моральное сознание, ни «дух» не связаны с этой куплей и продажей. Весь мир романа Гоголя — мертвый мир, и в этом смысле все, что там происходит, может быть названо законным».
Однако все же корни искусства абсурда лежат за пределами русской литературы. Искусство абсурда и по сущности своей, и по своим истокам тесно связано с Европой и ее эпохой и со специфической для этой эпохи философией экзистенциализма, оно является органичной частью и современного мира.
Характерно, что деятели искусства абсурда, не пытающиеся приукрасить действительность, являются тем не менее ее верными апологетами. Они нашли своеобразный способ ограждения мира от попыток его изменения. Абсолютизируя пороки отжившего общественного устройства, они пытаются представить их присущими человеческому обществу вообще. Отсюда и настойчивое стремление представить весь мир в электронных книгах, всю действительность в виде враждебного человеку, непонятного для него хаоса, абсурда, неизменного и неустранимого.
В появлении искусства абсурда проявилась неоднозначность культуры общества.