Такова реальная жизнь кинематографа
Почему-то все мои желчные рефлексии вылились на режиссеров. Но они-то еще в привилегированном положении. На них есть спрос, их повсюду считают авторами фильмов. Хуже оператору и сценаристу, плохо даже актеру — главному действующему лицу киноэкрана. Если ты не Тонино Гуэрра, не Свен Нюквист и не Ширли Маклейн, никто-то тебя, бедного, не знает и никуда не приглашает. Несправедливо? Что и говорить! Но такова реальная жизнь кинематографа, и так уж повелось во всем мире. На фестивалях же фильмы представляют все-таки режиссеры, которые приглашаются туда всего на три дня (иногда вместе с продюсером и главной «звездой» фильма), а после премьеры и пресс-конференции уезжают, даже не дождавшись решения жюри.
На долю остальных кинопрофессионалов остаются главным образом специализированные рабочие встречи, и эту практику при всем желании в корне поменять нельзя. Обиды здесь при общей нашей ситуации неизбежны. Но меня сейчас интересуют не объективные трудности, а то, что называют атмосферой в творческой среде.
Вот самые для меня близкие люди в кинематографе — критики и журналисты. Как они были унижены и ущемлены в своих профессиональных правах еще недавно! Их зарубежные коллеги как раз-таки являли собой элиту международных фестивалей — во всяком случае, возможность первыми знакомиться с новинками мирового экрана составляла признанную прерогативу их профессии. У нас все было наоборот. Большинство отечественных критиков и не помышляло о такой возможности. Она остается ограниченной и сейчас. Но многое существенно изменилось, и как раз в первую очередь для тех, кто прежде был «в загоне».
Говорят — не для всех. А я отвечу откровенно: для всех и не изменится.
Никогда фестивали не будут приглашать тех критиков, которые печатаются во второстепенных изданиях, пишут скучно и казенно, не умеют выступать в дискуссиях, заводить и поддерживать профессиональные контакты. Таких немало побывало за рубежом в прошлые годы, и вспоминают их там в лучшем случае иронически. Но даже если исключить эту категорию, в активе останутся те, кто всерьез участвует в перестройке кинематографа: ведь именно интерес к ней со стороны наших зарубежных партнеров стимулировал резкое расширение международных связей.