Вы здесь: Главная > Избранная кинопроза > Резкие отзывы Довженко

Резкие отзывы Довженко

и когда суровыми вопрошениями осуждает деспота за

Например, Александр Петрович часто пишет о тех, кого считал своими недругами, горько упрекает их, стыдит, гневно корит, беспощадно клеймит и тут же прощает. Как мы знаем, у него были веские основания говорить о травле, о преследованиях, об интригах и закулисной возне. Однако известно и то, что многие обстоятельства были гораздо запутанней, чем он себе представлял. Так, Михаил Ромм отнюдь не испытывал к Александру Петровичу ненависти, хотя у них были столкновения на деловой почве и творческие несогласия. Марк Донской отнюдь не по своей воле стал художественным руководителем Киевской киностудии (с 1940 года эту должность занимал Довженко), а был выслан из Москвы, не угодив вождям своим фильмом «Алитет уходит в горы», и вернулся домой после разоблачения Берия. Резкие отзывы Довженко о некоторых украинских писателях однозначны, а ситуация на Украине в 40-е и 50-е годы была для Александра Петровича крайне неблагоприятной не только и не в первую очередь по их вине. Говорится это не в оправдание тех из них, кто оправдан быть не может, а чтобы подчеркнуть: Довженко выражает свое мнение, свое понимание людей и обстоятельств. И очень важно отметить: на одних страницах он в тоске и отчаянии винит во всем недоброжелателей-земляков, на других — трезво отдает себе отчет в куда более глубоких причинах своего бедственного положения. И таких противоречий немало. Но они — свидетельство живой жизни его духа, переменчивости настроения, многообразия состояний.

Наиболее яркий пример — отношение Довженко к Сталину. Александр Петрович искренен в минуту, когда оплакивает его смерть. Не фальшивит и в часы горьких раздумий о страшной судьбе Украины;после которых в Дневнике появляются душераздирающие записи о ее несчастьях, а в них, Довженко понимал это, не мог не быть виноват «вождь народов». И когда иронизирует над его суетностью и тщеславием, саркастически пишет о мании величия человека, возомнившего себя не только уполномоченным распоряжаться пограничными реками отечества, но и призванного исправить ошибки господа бога, совершенные им при сотворении мира. И когда суровыми вопрошениями осуждает деспота за многие несправедливости, за растоптанное сапогом доброе имя.

Перед нами — драматический процесс непрестанных духовных поисков, работа мысли. И, не забудем, непосредственные эмоциональные реакции художника. Этим особенно ценен Дневник. Он — абсолютно достоверный источник, позволяющий многое понять в мирочувствовании и нравственно-психологическом складе не одного только Довженко. Это разорванным сердцем оплаченный документ, освещающий содержание определенного типа исторического сознания — в его противоречиях, конфликтах, силе и слабости, в ослеплениях и заблуждениях, в его развитии, а оно шло с огромным трудом, в небывалых муках. Дневник — покадровая запись этого труда, точнейший монтажный лист этих мук.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв

contador de visitas счетчик посещений