Продукт экстенсивной экономики
Как изменится обстановка при переходе на новые условия хозяйствования? Надеюсь, что в лучшую сторону. Я с удивлением узнал о стоимости некоторых изделий. Здесь есть два ответа. Это цены опытной партии изделий, изготовленных, как говорится, «на коленке» в Одесском КБ кинооборудования. В них заложено, по-видимому, нежелание возиться с непрестижной, капризной и невыгодной продукцией. Когда завод заинтересован, то он может, привлекая заказчиков, продать опытную партию по расчетным ценам серийной продукции. Здесь обратная ситуация. При серийном производстве на заводе эта техника должна стоить в несколько раз дешевле. Эти цены сопоставимы с ценами мирового рынка по официальному курсу валют.
С переходом на новые условия хозяйствования нам придется привыкать к новым ценам. Привычные для нас цены — продукт экстенсивной экономики, при которой обратные связи были разорваны или не существовали вообще: один заказывает, второй делает, третий платит, четвертый распределяет. Остальные получают как «дар божий» и должны быть рады. При смене командных отношений на экономические нужно во все заказывносить экономический интерес. Предприятия теперь должны сами платить за трудовые ресурсы, землю, вредные стоки, заботиться о фондах развития, соцкультбыта и т. д. Кроме того, «социалистические монополии», созданные в нашей стране в ходе многолетней борьбы «за концентрацию производства и против параллелизма», конкурентов имеют пока только за границей и, опираясь на свои новые экономические права, теперь неминуемо сравняют свои цены с мировыми (с учетом реального валютного курса, разумеется).
Полагаю, что эти и аналогичные процессы приведут к росту расходов на производство фильмов, которые у нас также обходятся почему-то ненормально дешево. Не могу обещать быстрого результата — производство инерционно, но операторская техника появится в ближайшие годы в количестве достаточном: она очень нужна и вполне «по зубам» нашим предприятиям. Она может быть очень дорогой по теперешним меркам (при высоком качестве, разумеется) и будет не по средствам малым студиям — тем больше причин создавать прокатные базы.