Вы здесь: Главная > Большая жизнь молодых актёров > После просмотра в Доме кинематографистов

После просмотра в Доме кинематографистов

это самый уязвимый момент новой

Существует предположение, что переворот в Союзе кинематографистов произошел по тайному указанию Михаила Горбачева. Климов настаивает, что никаких тайных указаний не было. «Случилось то, что случилось, и мы не могли не воспользоваться моментом, ведь никто не знал, представится ли еще такая возможность». Тем не менее Горбачев действительно обратился ко всем творческим союзам с призывом более активно участвовать в разоблачении недостатков советского общества.

Во время моего пребывания в Советском Союзе игровые картины, начатые при новом руководстве кинопромышленностью, только начинали появляться. В документальном же кино результаты были ощутимей, как я понял, просмотрев программу фрагментов из лент, которая была подготовлена специально для нашей встречи. В одном из фильмов ветеран войны в Афганистане описывал эту войну как «возможность войти в любой дом с автоматом и убивать». Другой рассказывал о судьбе коммуниста-функционера, который настолько устал от политики, что решил удалиться в Сибирь и стать отшельником. В третьем человек, который жил неподалеку от сталинского лагеря, вспоминал, как там казнили по сотне людей в день.

«Четыре года назад нас посадили бы в тюрьму за такие картины»,— сказал мне после просмотра в Доме кинематографистов сценарист документального кино Леонид Гуревич. Теперь Госкино уже не является цензором, и право одобрить или отвергнуть фильм принадлежит руководству студии, которое состоит из творческих работников, членов Союза кинематографистов. Таким образом, по словам Климова, «творческие проблемы решаются самими художниками». Но они должны быть такими художниками, которые в состоянии решить, что приемлемо или неприемлемо с идеологической или политической точки зрения; к тому же они не должны быть столь наивными, чтобы партия снова пустила в ход машину цензуры. Один из сценаристов сказал, что в кино можно критиковать всех, кроме Горбачева или членов Политбюро.

В течение многих лет Госкино скупо раздавало фонды различным студиям в пропорциях, весьма приблизительно учитывающих их реальные доходы. Советские кинотеатры не всегда утруждали себя подсчетами количества билетов, проданных на тот или другой фильм. Если проект новой модели кинематографа, разработанный Союзом кинематографистов и Госкино, будет одобрен в инстанциях, уже через несколько лет каждая студия станет самостоятельным предприятием, причем, по словам Климова, «союз не даст студиям разориться». Это самый уязвимый момент новой реформы. По действовавшей доныне системе киностудии предоставляли своим сотрудникам всевозможные привилегии, включая квартиры, поликлиники, больницы, детские сады. Работник студии может также рассчитывать на более или менее постоянную работу в кино («Все получают работу на картине по очереди»,— сказал мне Климов голосом, в котором звучало осуждение такого порядка вещей.) Реформа же предполагает сокращение студийных коллективов и выведение за штат большинства кинематографистов. Но Советский Союз — общество, которое никогда не признавало нештатных сотрудников. «Если вы не в штате,— объяснил Климов,— милиция может вами заинтересоваться и спросить: «А ты кто такой? Ты бездельник и бродяга!» Естественно, люди на-, пуганы. Мы должны определить социальный статус тех, кто будет работать по договорам».

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв

contador de visitas счетчик посещений