Первая серия фильма Большая жизнь
Кременчугского гидроузла для питания восьми фараоновых коров на Запорожье, очевидно, не будет. Колоссальные изменения произойдут, очевидно, на Волге и на Сибирских реках. Мы будем делать новый скачок в развитии энергетики. Атомный.
Плотины на основных великих наших реках, очевидно, будут небольшие со скромными отметками для улучшения судоходства и орошения, без ломки сел и городов, без уничтожения прибрежных лесов и затопления гигантских дорогих земель.
Большая жизнь донецких шахтеров. Первая серия фильма «Большая жизнь», удостоенная в 1941 году Сталинской премии, вполне соответствовала мифотворчеству, которое было характерно для киноискусства той эпохи. Вторая серия, созданная в 1946-м, вошла в историю совсем иным и непредвиденным образом.
Фильм этот был одной из первых — пусть робких, непоследовательных, весьма ограниченных — попыток повернуть от мифологии к правде жизни. И если не подходить к картине с мерками высокой художественности, а строго исторически оценить то принципиально важное, что она принесла на экран в освоении жизненного материала, положительное значение этой ленты не вызовет сомнений. Получи заявленная в ней тенденция поддержку и дальнейшее развитие, обновление советского киноискусства, возможно,— разумеется, в определенных для той поры пределах — стало бы реальностью. Тем более что в ситуации весьма бедного отечественного кинорепертуара картины такого рода, думается, составили бы явную конкуренцию дешевой зарубежной продукции — трофейным лентам, которые заполонили после войны наши экраны.
Однако судьба распорядилась иначе. Законченная производством лента была высоко оценена коллективом и руководством «Союздетфильма» (в будущем — киностудия имени М. Горького). И вот 25 июля 1946 года ее смотрит Художественный совет Министерства кинематографии — он был определен в новом составе постановлением Совета Министров, подписанным И. Сталиным 17 июня 1946 года. Обладающий правом вето синклит крупных деятелей кино, театра, литературы, музыки после просмотра собрался на обсуждение фильма. Режиссер Л. Луков не присутствовал из-за болезни.
Перелистаем стенограмму, чтобы понять ход этого обсуждения, его выводы.
Поначалу разговор протекал несколько вяло, порой не очень внятно, хотя в отдельных выступлениях и давались высокие оценки труду создателей картины.