Отвлекитесь от споров
Но опять сработала страсть к категоричности. Я бы не писал столь решительно об этой категоричности, если бы она не мешала естественному процессу общения зрителей с экраном. Если бы не возрождала черты атмосферы того времени, когда поставить тавро ничего не стоило. Слишком дорого тогда нам все это обошлось. Как и профессор И. Вайсфельд, мы в принципе тоже против категоричных и неаргументированных критических суждений, особенно когда они носят оценочнопроработочный характер. Однако, протестуя против категоричности как метода критики, уважаемый автор, на наш взгляд, и сам впадает в этот грех, субъективно трактуя статью.
Кинопрокатный стан. Прервите на миг творческие поиски и изыски. Отвлекитесь от споров на тему, что для кино важнее: деревенская эстетика или городская эротика. Поговорим о вещах более скучных, но более научных, берущих не столько за живое, сколько за кошелек. Короче, о короткометражках, еще короче — о техникопропагандистских лентах — нет, не о тех, где боль и правда. Говорят, хозрасчет погубит наш кинематограф. Нет коммерческого опыта. А на самом деле его у нас хоть пруд пруди. Уникального! Загляни в этот пруд зарубежные коллеги, твид на их пиджаках встал бы дыбом: «Рашен заказуха, колоссаль!» И даже гордый лев с голливудской заставки, заискивающе повизгивая, пополз бы на брюхе к ближайшей нашей студии. Мол, позолотите лапу, плиз!
— Брысь, Лева! — шуганули бы его отечественные кинокоммерсанты.— Видишь, и без тебя полно желающих.
И верно, как змея на медицинской эмблеме, обвилась очередь возле полной чаши ведомственного заказа. Счастливец, кому удалось хоть пригубить из нее, навсегда запомнит вкус удачи. Считайте: средний (и даже очень средний) двухча-стевый заказной фильм стоит примерно двадцать тысяч рублей. Это документальный. Учебный и того больше: 22—24 тысячи. А научно-популярный и вовсе 25 тысяч рублей. Если же заказчику хочется иметь пятичастевку, то смета возрастает до 50—60 тысяч рублей. Сумма прописью колеблется и в зависимости от того, какой студии ее выписывают. Каждая старается погрузиться в бьющий через край чаши бурный поток, который выносит 300 с гаком «заказух» по проблемам науки и техники. Это не считая 350 заказных лент по другим разделам и несметного количества кинофрагментов на 8-миллиметровой пленке. Таким образом, можно вообразить себе, сколько за год набегает названий, которые зачастую ничего не говорят ни глазу, ни духу, а только главбуху. Не говорят — поют! Это торжественный гимн Его Величеству Количеству. Ибо ни для кого сегодня уже не секрет: заказные фильмы стали теми костылями, с помощью которых студии перепрыгивают через финансовые ямы на путях хозрасчета. Грохочет кинопрокатный стан, штампуя короткометражные болванки. Про самое разное, но вполне одинаково.