Отстаивать кино как искусство
Кому же, как не творческому союзу, отстаивать кино как искусство?
При всех сложностях и противоречиях нынешняя общественная ситуация в стране сказывается на кино положительно. Трудно переоценить значение выхода на экран «полочных» фильмов и восстановленных авторских версий ранее изуродованных произведений. В результате резко возрос художественный и общественный потенциал нашего кино. Сама его история на протяжении последних десятилетий выглядит теперь по-иному. Мы видим, что, несмотря на тяжелейшие условия застоя, несмотря на давящий пресс административнокомандной системы, несмотря на разносы и шельмование, нарочитое смещение ценностных ориентиров,— искусство выполняло свое назначение, и борьба за человека, за гуманистические ценности, за свободу личности не прерывалась.
Новые мировоззренческие, идейные, художественные концепции, связанные с приоритетом общечеловеческих ценностей, с освобождением от догм сталинщины и брежневщины, возникают не на пустом месте, а как закономерное продолжение «оппозиционного кино» предшествующих десятилетий.
Стремительный и великолепный взлет документального кино в последние 2—3 года — явление симптоматичное и обнадеживающее. Здесь фильмы можно было бы перечислять десятками, но достаточно назвать «Легко ли быть молодым?» Ю. Подниекса и «Высший суд» Франка, чтобы обозначить диапазон поисков и свершений. А ставшее теперь обозримым во всем его объеме творчество А. Пелешяна равнозначно возникновению нового континента.
В области игрового кино происходит накапливание резервов. Уставшие бойцы восстанавливают силы и ждут подкрепления. Появление таких фильмов, как «Маленькая Вера», «Соблазн», «Садовник», «День ангела», «Исповедь. Хроника отчуждения», свидетельствует о том, что подкрепление на подходе. Теперь многое зависит от того, удастся ли авторам этих работ, с одной стороны, прорваться сквозь вновь возводимые бюрократические заслоны, а с другой — устоять против соблазнов коммерциализации.