Насчет студий и Госкино
Нынче этого не произошло. Нет новой волны. Наша революционная перестройка, к великому сожалению, бедна людьми, ей не хватает личностей, не хватает кадров! Я говорю сейчас конкретно о кинематографе, где перестройка легла на плечи тех, кто есть, кто
жил и не обязательно страдал в ту эпоху, и не обязательно оказался в выигрыше в эпоху сегодняшнюю, а может быть, и потерял больше, чем приобрел, таких тоже немало. И все-таки это нам, тем, кто есть, выпало совершить труд обновления. Больше некому.
Насчет студий и Госкино я ничего сказать не могу, так как далек от них, поэтому буду говорить только о союзе. Мне представляется, что мировая линия, вычерчиваемая во времени и пространстве нашим творческим союзом, завернула куда-то не туда. Для большинства членов СК здание на Васильевской так и осталось «министерским» домом, где надо записываться на прием по личным вопросам раз в неделю с 16 до 18-ти. Руководящее звено этого здания увлеклось выработкой новой модели кинематографа, и ни на что иное энергии у него не осталось. Мне кажется, что в последнее время наш союз не выступает на общественной сцене как ударная политическая сила, как бродящее начало перестройки, о чем так громко было заявлено на V съезде. Отдельные секретари союза иногда выступают, а союз как целое — нет. Вот почему я не разделяю восторгов по поводу намечающихся сепаратистских движений. Самостоятельность гильдиям, республиканским союзам, конечно, нужна, но при том условии, если они остаются подразделениями цельной, единой, боевой организации, способной во всеуслышание заявить о себе в необходимых случаях. Иначе маломощные, раздробленные структуры быстро превратятся в мелкие профсоюзики, замороченные бытовыми конфликтами. Однако четкой концепции этого целого или хотя бы стремления ее выработать я, как рядовой член союза, не замечаю. На ноябрьском пленуме правления у меня возникло грустное ощущение, что я присутствую на похоронах Союза кинематографистов.
Дорогие друзья, вы так сформулировали вопросы, что для ответа на них надо написать целую монографию. Может быть, вы таким способом намеревались заполучить готовые статьи в редакционный портфель? Современная социология учит, что анкеты должны быть рассчитаны на средние умственные способности отвечающих — «да, нет (нужное подчерки.)». Например: «Нравится вам фильм «Маленькая Вера» — «да, нет». Или: «Нравится вам фильм «Трагедия в стиле рок» — «да, нет».
Если же говорить столь же коротко, но серьезно, то в этих двух картинах как раз и заложены те тенденции, о которых и можно говорить: «привлекают внимание», «кажутся продуктивными, обнадеживающими» и «вызывают тревогу, негативное отношение». Ведь оба эти фильма в принципе об одном и том же — о бездуховности, о потере нравственных ориентиров. Но вышеупомянутые художественные тенденции у них различны. В первом случае — исследование действительности средствами искусства, а во втором. Мне не хочется обижать уважаемого мною Савву Кулиша такими словами, как «конъюнктура» и «коммерция», но получилось нечто близкое к ним.