На первом плане «рекреативная» функция кинозрелища
Одной из наиболее серьезных угрознаряду с административно-командной системой и развалом материальнотехнической базы — мне представляется курс на кассовый успех любой ценой. Такие фильмы, как «Воры в законе» или «Дорогое удовольствие», приспосабливаются к самому низкому уровню зрительского восприятия. Аналогичную установку на коммерческую эксплуатацию молодежной «контркультуры» я усматриваю и в фильме «Асса». С агрессивной проповедью эстетической ориентации на вкусы наименее развитой части публики выступает С. Говорухин. В том же направлении работают и оснащенные тяжеловесным научным аппаратом теории, выдвигающие на первый план «рекреативную» функцию кинозрелища.
Если подобные тенденции одержат верх, это будет означать серьезное понижение культурного, художественного и социального статуса кино. Искусство и культура, в высоком значении этих слов, никогда не существовали и не могут существовать на началах коммерческой самоокупаемости. Это сфера, куда общество должно непрерывно перекачивать материальные и духовные ресурсы, памятуя, что развитая духовная культура (связанная, разумеется, с культурой материальной) — необходимое условие выживаемости народа.
Попробую ответить на вопросы анкеты не в том порядке, как они заданы, а сведя их к одной волнующей меня проблеме. Вряд ли нужно справлять юбилеи, хотя речь идет о действительно важном событии — V съезде Союза кинематографистов. Идея общественного управления кинопроцессом возникла не вдруг, она имеет свою историю, и при желании можно привести соответствующие документы, лежащие в архивах. Теперь идея из архивов вышла на свет.
Насколько она стала реальной силой за эти три года? Если считать по фильмам, то ее реальность в первую очередь я связываю с такими названиями, как «Покаяние» или «Слуга»: в них воплощена подлинная общественная идея. Кстати, нам еще предстоит подумать над тем, почему с распадом фашизма возник неореализм с его методикой «экранизации» реальности, а наша революционная ситуация отразилась в кадрах, гораздо более условных, подчас сдвинутых в зону абсурда и, во всяком случае, воспроизводящих действительность методом непрямого подобия. Если только не решить, что сегодняшний отечественный неореализм ушел в кинопублицистику, едва ли не главное завоевание перестроечного кино.