Кооператоры предлагают по сто тысяч за копию
Мы сделались иждивенцами свободы. Спекулянтами от ее имени. Из того, что стало «можно», мы берем не то, что тебе и мне и ему давно уже позарез «нужно», а то, что обещает наибольший коммерческий или престижный, сенсационный успех.
Выражаясь слогом Николая Васильевича Гоголя, «все живое притихло далеко вокруг» в ожидании «Интердевочки» В. Кунина и П. Тодоровского. Об этом фильме спрашивают в каждой аудитории. Кооператоры предлагают по сто тысяч за копию. А ведь это не первая наша лента о женщине, получающей валютой плату за свою индивидуальную трудовую деятельность. Не первая и не последняя. Я видел в сводном списке Госкино, что уже экранизируют «Яму» Куприна. Большой прогресс. Уже коллектив, уже индустрия. Есть свои поклонники у «Иглы» Р. Нугманова, считающие весь остальной кинематограф «папиным кино». Есть свои — их меньше — поклонники у «Трагедии в стиле рок», фильма С. Кулиша. Мне кажется, документальная картина «Исповедь. Хроника отчуждения» Г. Гаврилова — самая горькая и самая безысходная из такого рода картин. Но можно твердо сказать, что тема наркоманов на этих постановках не иссякнет.
Из того же свода Госкино я открыл, что на четырех студиях страны ставится будто единый сценарий об Афганистане. Цитирую одну из аннотаций: «Юноша, вернувшийся из Афганистана, борется в родном городе против сложившейся мафии». Добавьте две телевизионные картины, которые мы уже видели, и мы получим шестерых близнецов, крайне поверхностно трактующих тему возвращения с войны, удручающе сложную и драматичную. Многое можно! Можно козырнуть ма-терком с экрана или со сцены — нынче это шик-модерн. Раньше казалось всесоюзным ЧП, когда на экране обнажался лишний миллиметр женского плеча. Теперь — рассыпьтесь, ханжи и догматики! Прелестные длинноногие создания разгуливают из кадра в кадр, из сюжета в сюжет, они появляются даже там, где главный герой — ребенок, и не может оценить их красоты,— предполагается, что зритель оценит. Многие, очень многие запомнили «Маленькую Веру» только по сцене постельного акта — оно и не мудрено, это наш, так сказать, национальный рекорд в этой области. Попытку побить рекорд предпринял фильм «Меня зовут Арлекино», но в нем все это делается неловко, неотчетливо, как-то совсем не реалистически, ничего не снимая и не расстегивая,— типично по-советски, чтобы показать, не показывая.