Вы здесь: Главная > Без рубрики > Для чего нужна экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ)

Художник мыслит и творит в контексте всемирной истории

далеко не всегда встречаясь с конкретными представителями власти

Надо только уточнить, что подразумевается под самоценностью творчества. Деятельность художника по роду своему мыслительная, «идеологическая», имеет целью объединение людей, включение их в непрерывно идущий диалог времен и культур, знаний и чувств, стремлений и ценностей. Не теряя своей национальной и социальной принадлежности, художник мыслит и творит в контексте всемирной истории, общечеловеческих ценностей. Он обращается к миру и человеку через «головы правительств». И потому слова и образы, как сказал поэт, «приводят в движенье тысячи лет миллионов сердца». У художника иной по сравнению с любой властью общественно-исторический масштаб и охвата социальной действительности, и воздействия на нее. И как ни относительна его свобода, он никогда не пожелает добровольно поступиться личной свободой. Ведь для настоящего художника это непременное условие осуществимости и полноценности его труда.

Так — в идеале. В действительности же художник, с одной стороны, как и любой интеллектуал, не свободен от реальных условий своей жизнедеятельности и не может проигнорировать, например, идеологию своего общества, класса, то есть их представление о самих себе. Не только потому, что власть навязывает ему определенные «правила игры» с помощью системы материальных и моральных поощрений, привилегий. Свобода «самоосуществления» скована объективными принципами организации общества, в которые деятельность художника, хочешь — не хочешь, должна вписываться. Это, так сказать, вынужденная сторона бытия художника, то самое «царство необходимости», в котором ему приходится существовать и творить. Далеко не всегда встречаясь с конкретными представителями власти, художник лицом к лицу ежедневно и ежечасно сталкивается с властью обстоятельств, материальных факторов, о чем говорил только что Виктор Иванович Данилов-Данильян. И что бы художник ни думал о себе, он находится внутри этой «невидимой власти», нередко становясь ее составной органической частью. Мы мало учитываем и анализируем это обстоятельство, а между тем оно многое позволяет прояснить. Скажем, иллюзию, что смена министров культуры и руководителей идеологических ведомств может существенно изменить положение художника. Вот почему акцент на «невидимой власти» и на том, что происходит «в тени» власти, предложенный В. Подорогой, я считаю очень продуктивным.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв

contador de visitas счетчик посещений