Износ активной части основных фондов
Интересно знать, во что обходится содержание промышленных предприятий отрасли? Рентабельно ли их содержать и не нужна ли, с вашей точки зрения, коренная ломка существующего положения? Понять ситуацию в нашей промышленности проще всего на примере предприятий «Кинап» в Москве, Киеве и Одессе. На них работает около шести тысяч человек, производится продукции в год на сумму более 50 млн. рублей, причем прибыль иногда достигает 10 млн. рублей. Парадокс — убытки фильмопроизвод-ства частично покрываются доходами от заводов. Причем эта прибыль получается на сторонних заказах: профессиональная кинотехника составляет шестую часть от общего объема продукции.
Заводы эти, увы, не самые передовые в стране — износ активной части основных фондов в среднем 60 %, продукция их также не самая лучшая в мире. Но в общей обстановке дефицита она идет нарасхват, и к улучшению ее качества пока нет стимулов, кроме сознательности коллектива и приказов начальства (введена госприемка с января 1989 года). Словом, у кинопромышленности беды и проблемы те же, что и у других отраслей народного хозяйства, только вот заказчики более эмоциональные и лучше информированы о мировом уровне.
Как поднять уровень кинотехники? Совсем недавно решением правительства был ликвидирован Минлегпищемаш, а несколько сот его предприятий были розданы оборонным министерствам, чтобы поднять технический уровень машиностроения для легкой и пищевой промышленности до мировых стандартов.
Парадокс: три завода «Кинап» (из пяти) десять лет назад с той же целью были, наоборот, переданы идеологическому ведомству — Госкино — из оборонного министерства. А министерство это с тех пор имеет формальные основания «вымывать» кинотехнику из планов своих предприятий. Не хочу обсуждать здесь правильность этого шага. Хотелось бы верить тем, кто утверждает, что без него было бы еще хуже. Во всяком случае ощущение такое, что эту большую корову доит кто-то другой: доля кинематографа в производственных программах заводов за десять лет не возросла.