Их освобождали из
При Сталине психиатрические расправы приняли достаточно широкий характер, хотя он имел и другие службы для более быстрого и эффективного террора. По свидетельству Писарева, в психиатрических тюремных спецбольницах в Казани и Ленинграде до начала массовых реабилитаций (в 1956 году) находились сотни лиц, попавших в эти заведения по политическим обвинениям и в основном в результате «спецэкспертиз» Института судебной психиатрии имени Сербского. Их освобождали из больниц на основе реабилитаций.
Начавшийся после XX съезда процесс частичной демократизации и укрепления законности, по-видимому, прекратил на время политическое использование психиатрии. Но поскольку демократизация не пошла глубоко, а вскоре стала вновь ограничиваться, потребность у властей каких-то наказаний за идеи, мысли, публикации, нежелательные исследования возникла вновь. Политические процессы над отдельными писателями, поэтами, публицистами (Бродский, Синявский, Даниэль, Гинзбург, Галансков и некоторые другие) показали, однако, что открытые судебные процессы с необходимостью доказательств нарушения законов, с юридической защитой, следствием, юридическим определением вины, последним словом обвиняемых создают для организаторов большие трудности и крайне непопулярны в и за границей. Эти процессы вели практически лишь к распространению крамольных идей, к увеличению числа критических суждений, к цепной реакции инакомыслия. И кому-то пришла простая мысль о том, что рост числа политических процессов и политических заключеных весьма плохой социальный показатель, а рост числа больничных мест — это очень хороший социальный признак прогресса общества.
Нам в настоящее время известно немало случаев помещения людей в психиатрические больницы по политическим мотивам, в связи с пропагандой тех или иных общественных реформ и изменений, а иногда за публикацию за границей или за настойчиво выраженное желание эмигрировать из. Мы не описываем этих случаев, так как лично не знакомы с пострадавшими и не знаем подробно всех историй. Но некоторые работы, отнесенные к категории «реформаторского бреда», мы читали в рукописях «самиздата» и можем наверняка сказать, что они написаны здравомыслящими людьми, честными патриотами, сторонниками демократизации нашего общества для блага своей страны и всего мира.