Государство отворачивается от серьезного кино
Работа в искусстве — дело тяжелое. Без поддержки государства настоящее искусство никогда не существовало. Теперь государство отворачивается от серьезного кино. А судить о величии государства и народа нужно не по количеству стали на душу населения, а по количеству и качеству стихов, духовной продукции на душу населения. Вот в чем его сила. Руководство Союза кинематографистов выдвинуло и поддерживает идею хозрасчета. На мой взгляд, это большой и серьезный просчет. «Не все золото, что хозрасчет»,— писал Маяковский. Жизнь укрупняется, становится монументально-трагедийной, а искусство наше расползается по мелочам.
Время требует от нас нового взгляда на жизнь, нового мышления. Надо сказать, что именно таким новым мышлением обладал Иисус Христос две тысячи лет назад. Тогда видимо, тоже было острокризисное время. Он понимал, что в человеке есть нечто такое, что может быстро превратить его в зверя и сделать хуже зверя, а затем уничтожить его. Для того чтобы человечество сохранилось, и были им даны замечательные и единственные, исходящие из понимания человека рекомендации. Здесь есть не только нравственный закон, здесь — оценка абсолютной реальности человека как такового. Сегодня нам необходимо обладать новым мышлением, а уже после этого можно будет говорить и о новом киномышлении.
От людей искусства сегодня требуется самопожертвование. Ведь как ни разоблачаем мы культ личности Сталина, каждый-то чувствует себя ни в чем не виноватым — существовали обстоятельства, которые и повинны во всем. Все хотят жертв. Снова старая идея самопожертвования ради великой цели, ради идеала заменяется идеей жертвования не собой, а другим человеком. Требуют срочного линчевания одних и воздвижения памятников другим. Такое уже было неоднократно. Нужно менять существо взгляда, а не взгляды как таковые. Путь заимствования характера производства картин у западных мастеров со всеми «гильдиями» и «спон^ррами» выбран, по-моему, неудачно. Это не новое мышление, и идея хозрасчета вряд ли поможет нам в решении главного вопроса — назначения нашей культуры.