Фильм «Бич божий» режиссера О. Фиалко
Зато у нас есть теперь «ЧП районного масштаба». Знатоки считают, что рекорд побит. Но — уверен — объявится еще группа отчаянных смельчаков. Ибо велика неиспользованная потенция нашего кино. А. Кончаловский в свое время удивил Голливуд постельными сценами в «Любовниках Марии». Думаю, что любой советский режиссер здесь готов дать большую фору заокеанскому чинуше. Могут ли не сказаться десятилетия пламенных, но не удовлетворенных мечтаний? Да, тут есть обратное движение маятника: запретное на много лет особо манит и особо подзуживает.
Уже говорилось о тревожной тенденции показать униженного человека в фазе его полного падения, безо всякой надежды на взлет. После наркоманов, после алкашей, после проституток на экран хлынули бичи и бомжи. Стоит, однако, учесть, что в течение десятилетий наш кинематограф, близорукий на оба глаза, видел в жизни вокруг себя только победителей — в социалистическом, в трудовом, в спортивном соревновании или хотя бы в ситуации любовного треугольника. Один из наших фильмов назывался «Поколение победителей». Название затрепали во многих восторженных статьях. Напомню, что был даже Съезд победителей, три четверти которого очнулись от победных оваций в Бутырках и на Колыме. Таким образом, мы платим застарелые долги по векселям, выданным полвека назад. Смущает сегодня лишь то, что эту неожиданную тему мы чаще всего пытаемся совместить с привычными нормами нашего вчерашнего мышления.
Фильм «Бич божий» режиссера О. Фиалко сталкивает ангельски чистого бича с немыслимым циником, карьеристом и негодяем, объявляя последнего виновником бед первого персонажа. Чем дальше смотришь, тем меньше интереса к фильму, который не знает переходов между мелодраматически черным и голубым. В алма-атинской очень неожиданной картине «Трое» мы поначалу будто встречаемся с героями горьковского «На дне», с людьми опустившимися безнадежно и беспредельно. Но нет, звучит гонг, и начинается чисто американское кино — про аутсайдеров, которые получили свой шанс: труднейший кинематографический трюк для них — раз плюнуть, а уж плата за работу — вовсе чепуха, они швырнут ее в рожу нанимателю.
Фильм «Штаны», режиссерский дебют сценариста и актера В. Приёмыхова, наслаждается детективной сюжетной игрой, но в финале все поставит на свои места. Есть «штаны», то есть мужчины, созданные, чтобы носить на сцене красивые костюмы, то есть, черт побери, все мы, носители комнатных страстей, и есть «не-штаны», стриженые, в стеганках, с вещмешками и чемоданчиками, собранными в этап. Финал западает в душу: не забудь, не открестись, тут — самые разные люди, и в их числе переступившие закон по невозможности совместить с ним зов страсти или души.