Два года назад я написал сценарий
Лично у меня, по-прежнему, вызывает сомнения стереотипность, с которой созданы объединения на студиях. Должны и могут существовать и другие, альтернативные формы. Ликвидация кинокооператоров еще более сузила саму возможность разнообразия кинопроизводства и более того — сняла только-только намечающуюся конкуренцию в кинематографе. Самостоятельность объединений без реального хозрасчета фиктивна.
Перемены в стране повлияли на жизнь буквально каждого человека, на мою тоже. Лично я стал более осмотрительным, то есть чаще стал задумываться о последствиях: что будет после того, как будет снят фильм по моему сценарию? Два года назад я написал сценарий «Обнаженная натура». Перечитал сам, почитали друзья, и я убедился, что сценарий по нынешним временам неоправданно сбалансирован. Я отложил готовый сценарий и вот уже два года его переделываю. Раньше со мною такого не случалось.
Старую кожу сбрасывать трудно, поэтому я в эти два года не брал на себя обязательств: писал, не заключая договоров. Но тем не менее почти закончены два сценария — «Воспитание жестокости у женщин и собак» и «Я объявляю всем войну». Оба про сегодняшнее время.
2—3. Как художественный руководитель объединения я за эти годы прочитал больше девяноста сценариев и более сорока повестей и романов, предлагаемых для экранизации (заявки не в счет).
Большинство сценариев о прошлом. Авторы анализируют характеры, ситуации, тенденции, которые возникали и формировались в систему в годы тридцатые, сороковые, в оттепельные, в волюнтаристские, застойные. У меня такое ощущение, что очень многие из сценаристов спешат как можно быстрее разрушить прежние стереотипы, чтобы тут же обозначить новые, действуя от обратного: бывшее героическое — нынче демагогическое, раньше хорошее — нынче плохое, раньше бесспорное — нынче сомнительное, раньше кулак — нынче труженик и т. д. и т. п. Не анализируя, просто констатирую эту тенденцию.
В кинодраматургии намечается и тенденция возвращения к отработанным штампам: «Новатор — консерватор», только на новом витке: новатор из перестройки, консерватор из застоя. В отличие от литературы, где старшее поколение писателей выступило с наиболее яркими произведениями, как только такая возможность появилась, со старшим поколением сценаристов ничего подобного не произошло. Среднее поколение сценаристов пока еще тоже не определилось в своих поисках.