Делаю по два фильма в год
Преодоление двойственности нашего сознания — основная проблема для многих из нас и на сегодняшний день, некоторым она просто не под силу. А задачи перед нами огромные и разномасштабные: от резкого повышения своей индивидуальной культуры до простого собирания камней вместо их расшвыривания. Тогда можем всерьез мечтать о духовном насыщении культуры.
Если ситуация останется столь же необычной, как сегодня, а судьба столь же благосклонной, то, возможно, детям нашим на вопрос о влиянии догм отвечать будет много легче. Сегодня для вызревания этого ответа кроме известных дефицитов нам недостает добра и самоиронии. Только они помогут сверять свой компас с компасом V съезда.
По роду своей профессиональной деятельности я являюсь режиссером-оператором документального кино. В среднем делаю по два фильма в год. Основная работа в СК: член правления Свердловского отделения СК, председатель секции документального кино, член Всесоюзной комиссии. Союз кинематографистов был той реальной правовой и движущей силой, которая внедряла в жизнь идеи новой модели кинематографа — создание киностудий нового типа (идейно-художественные программы, худруки, худсоветы и пр.). Вся эта работа, назовем ее первым этапом, велась нами старыми «силовыми» приемами по принципу «давай-давай» и не имеет до сих пор достаточной правовой основы. Не раз приходила мысль: а не зряшная ли это работа, эту глухую стену бюрократизма не одолеть. Но если все бросить на полдороге, то прощайте все мечты о бескомпромиссном и честном кинематографе. Первый проект перестройки кинематографии, безнадежно устаревший, так и не был своевременно утвержден Советом Министров. Теперь подготовлен второй проект, на мой взгляд, простой и хороший. Затяжки с его утверждением могут серьезно навредить перестройке всего кинопроцесса.
Уже первые месяцы работы управлений по кино в Министерстве культуры республики показали их полную ненужность — ни в области кинопроизводства, ни в сфере киновидеопроката. Система реализации фильмов через кинорынок может обернуться крахом больших иллюзий, если киновидеообъединения (прокатчики) будут по-прежнему функционировать в экономической системе, не стимулирующей улучшение их финансовой деятельности. Надо установить фиксированные платежи в госбюджет, а не создавать иллюзию финансового благополучия, перекачивая миллионы рублей в центр, а потом, для покрытия издержек, спуская часть полученных средств снова в низовые организации. Полунищие покупатели на кинорынке только дискредитируют хорошую идею.