Американский фильм смотрят российские режиссеры
Реформаторам из Союза кинематографистов придает уверенность появившаяся надежда на то, что, во-первых, под влиянием рыночных сил студии начнут зарабатывать значительные суммы при продаже фильмов на Запад и, во-вторых (в чем уверенности меньше), что западные фирмы начнут вкладывать деньги в кинопроизводство в Советском Союзе. Говорят, что когда советские люди видят Америку в кино или по телевидению, они реагируют главным образом на материальные ценности, которые доступны рядовому американцу.
Когда же американский фильм смотрят российские режиссеры, их внимание устремлено прежде всего на техническую сторону дела: на камеры, системы звукозаписи, аппаратуру для спецэффектов и, наконец, пленку. Советской кинопленки, кроме того, что она безобразного качества, всегда не хватает, а во времена застоя ее особенно недоставало для картин, которые не считались «нужными». В то время как при съемке среднего голливудского фильма пленка расходуется 1:20, у отечественных кинематографистов это соотношение составляет 1:6.
Беспомощность старого руководства в решении вопросов, связанных с обновлением киноиндустрии,— одна из главных претензий, которая была ему предъявлена кинематографистами.
В октябре 1986 года Климов посетил Нью-Йорк, где состоялась американская премьера фильма «Иди и смотри». Там к нему обратился американский драматург и продюсер Марк Герзон, который выдвинул проект встречи отечественных и американских кинематографистов. Климов ухватился за эту идею и в числе девяти отечественных кинематографистов приехал на первую встречу, которая состоялась в Лoc-Анджелесе в марте 1987 года. Советская делегация воспользовалась представившейся возможностью познакомиться с Голливудом, и Климов уехал из Америки с чувством зависти к передовой американской технологии и уровню организации кинопроизводства. Вторая встреча, которая проходила в Москве во время моего визита, ставила более практические цели: способствовать совместным постановкам и другим формам сотрудничества.
Воскресным утром в большом конференц-зале Союза кинематографистов советские и американские кинематографисты собрались вместе, чтобы поговорить о преградах, которые лежат на пути к взаимному сотрудничеству. Марк Герзон попытался объяснить собравшимся, что он и его коллеги приехали в Советский Союз обсудить общие проблемы, а не заключать конкретные договора. Но, похоже, советские участники встречи его словам не вняли. Они-то как раз собирались говорить о конкретных сделках. Эльдар Рязанов, например, искал совета, как привлечь иностранный капитал для киноверсии «Трех сестер». Ему объяснили, что прежде всего надо найти англоязычного сценариста. Фильм советско-американского производства должен быть снят или на английском или же сразу на двух языках, поскольку западные партнеры обязательно захотят убедиться в том, что сценарист учитывает требования американского рынка.