Это было в некоторых песнях Блантера
Я вчера первый раз смотрел картину, и она мне абсолютно не понравилась. Не понравилась по многим причинам. Есть вещи, которые мне просто противно смотреть в этой картине, против которых протестует все мое существо — это показ русского предателя. Мне кажется, не стоит в наших картинах показывать подлых изменников нашей Родины. В свете международных событий наше искусство не должно заниматься предателями и изменниками; их было немного, и ими занимаются государственные карающие организации. А мы должны в своих картинах показывать единство нашего народа. Теперь — относительно музыки. После войны у наших композиторов начала появляться струя этакого «стонущего лиризма». Это было в некоторых песнях Блантера на слова Исаковского («Хотел я выпить за здоровье, а пришлось выпить за упокой». Никита Богословский тоже иногда писал неплохие песни («Ты ждешь, Лизавета»), но в последнее время он пишет другие, пошлые. И непонятно, как в фильме о Донбассе мог появиться этот «стонущий лиризм» а ля Вертинский, который должен представить некий новый стиль в советской музыке. Бернес поет с декламационными «ферматами» Вертинского. Откуда пошло такое пение? Ну, у Вертинского — это понятно, откуда. Но откуда это у наших отечественных людей, которые должны быть показаны в такой картине? Я еще раз здесь хочу подчеркнуть также вредность музыки к фильму «Два бойца», о котором я говорил на прошлом заседании Художественного совета. Председателю высокого собрания осталось только завершить похоронное шествие за гробом разбитых надежд надсадным аккордом.
Я думаю, что задачи нашего искусства прекрасно определены товарищем Сталиным и товарищем Ждановым. Задача наша состоит в том, чтобы показать нашим людям их самих в новых, правдиво прекрасных качествах. Наши картины в огромном своем большинстве идут за рубежом. Они должны показать всему миру нашу страну, наших людей, как мы живем, как мы трудимся, как мы мыслим и чувствуем. А видно ли все это из наших картин? Посмотрите, как умело за рубежом агитируют своими картинами весь мир, как продуманно пропагандируют свои идеи! Вспомните любую американскую картину. Люди в них благородные, мужественные, возвышенные, чистые. А разве в массе своей такой народ в Америке? Нет, далеко не такой! Там больше все-таки дельцов, маклеров, провизоров. Людей с мелкой душой, людей развязных, хамоватых. Вспомните хотя бы Бирнса, который почти кладет ноги на стол, когда председательствует на Парижской мирной конференции. А мы что делаем! Народ, который за двадцать девять лет существования Советской власти соорудил в стране такое, что если посмотреть да подумать оо этом, так дух захватывает! А как мы показываем все это на экране? Как выглядит наш герой на экране? Немножко упившимся, развязным, хамоватым, недумающим!