Эффектно, но не страшно
Лишенная реальных опор, собственно документального расследования, неожиданных фактов, которых мы прежде и не знали бы, концепция фильма выстраивается тоже не бог весть какая полнокровная: проститутки оттого проститутки, что хотят жить лучше, но при этом забывают о душе, бренности, да и бывает, что плохо кончают. А может, и не было у авторов такой концепции. Может, вообще никакой не было. Просто они сделали фильм о том, что у нас и это есть. Задача незамысловата. И потому, наверное, большинство сюжетных ходов если и не предсказуемы, то уж точно — неудивительны.
Ну в самом деле, как показать, что проститутки утрачивают чистоту и пер-возданность чувств? Да, конечно же, противопоставить им детей: их самих в детстве — им взрослым! А как изобразить бренность? Бог мой, да мыльными пузырями, которые к тому же опускаются в ручей — реку времени.
А как убедить неискушенных девиц, что они, того глядишь, веселятся-весе-лятся да и плохо кончат, чем их пугануть? Да ведь опять-таки понятно чем — тюрьмой! Переход, замечу, впечатляющий, без дураков. Режиссер придумал трюк — мы наблюдаем роскошную жизнь на Черном море, фигуристые девицы в бикини эффектно развлекаются с иностранцами на яхтах. Панорама валютного пляжа, запеченного в солнце, камера снижается. И вдруг выясняется, что снижается вместе с лифтом, проходит сквозь толщу земли, темь, подвал, дно, ад. Распахнулись ворота, приоткрыв полоску света: машина, милиция, женщины в телогрейках и стоптанных сапогах, нары — тюрьма.
Страшно? Эффектно, но не страшно. Потому что, во-первых, их все этим пугают, а во-вторых, сами авторы вынуждены объяснять, что в тюрьму сажают не за проституцию, а за валютные сделки. Вообще очень любопытно наблюдать, как фильм, высмеивающий стереотипы, считающий их причиной бездуховности, плывя по поверхности, сам оказывается под пятой стереотипов.
Правда? Не знаю. Поразительно, но авторы фильма даже и не подумали поглядеть, в кого превращаются современные гетеры через 15—20 лет? Это было бы любопытно выяснить еще и потому, что сами они, в письмах, адресованных редакциям, любят поднимать вопрос о легализации своих занятий. Но и это не все. Даже если бы «Хау ду ю ду» пуганула не тюрьмой, а сумой, все равно сохранился бы главный казус. Он в том, что, осуждая материальное, авторы пытаются перебороть его. да тем же материальным! Живете хорошо — будете плохо. По-видимому, это смущало и создателей. Им бы хотелось и нравственных оценок. Но очень трудно взывать сегодня к нравственности, чтобы это выглядело не лицемерно.