Я не уверен что кинематограф может создать такой фильм
Не думаю, чтобы этим заявлением я сделал киноведческое открытие. То, что две подобные тенденции схлестнутся на экране, можно было предсказать заранее. Они и схлестнулись. Иногда даже в пределах одного и того же фильма. И на их тщательном, осторожном, но решительном отсоединении может произойти некоторый расцвет нашей кинокритики.
Опять-таки ничего себе вопросик. Особенно с предупреждением, что от ответов зависит судьба нашего кино.
Выделю мировоззренческие тенденции. Я не уверен, что кинематограф может создать какую-то независимую философскую платформу, он все-таки включен в общую идеологическую систему. А если говорить о состоянии общественной мысли в нашей стране, то мы присутствуем при уникальной ситуации — полном отсутствии какой-нибудь оформленной идеологии. После постепенного вытеснения официальных, во многом замешанных на сталинских догмах представлений в сознании людей возникает опасная торричеллиева пустота. Как известно, «свято место пусто не бывает», поэтому она заполняется довольно разнообразными составляющими, скажем, бурно приобретающими популярность религиозными настроениями. Однако долго жить без идеологии невозможно, и хотим мы того или не хотим, но придется конкретизировать, что за социализм мы собираемся создавать, какие общечеловеческие заповеди-нормативы в него вольются и т. д. На общественные науки надежд, честно говоря, маловато, и в выработку новой системы ценностей искусство может сейчас внести существенный вклад.
Пока главенствуют тенденции расчистки. Они, впрочем, тоже носят конструктивный характер, та же «Маленькая Вера» немало сделала в разрушении мифа о том, что рабочий класс продолжает оставаться ведущим в нашем обществе. Наиболее опасным сегодня мне представляется настойчивое внедрение националистических идей. В среде кинематографистов они, к счастью, не получили такого распространения, как в среде литераторов, но борьба с ними должна быть всеобщей.
Первый вопрос анкеты вызывает невольную улыбку. Во-первых, необходимо было бы уточнить, о каких преобразованиях идет речь: о декларируемых или происходящих на самом деле? Во-вторых, говорить через запятую о студиях — значит пренебрегать известным: «впрячь в одну телегу коня и трепетную лань». В-третьих, мне кажется, очень бы не помешало добавить все-таки к «данному триединству» еще и органы республиканские, хотя бы потому, что данный монтажный стык на сегодняшний день выглядит более чем любопытно.
Но тем не менее. Сдвинут тяжелый камень, и каждый желающий увидеть восторгается чистотой ключевой воды, ударившей из-под него. Однако идет время, и невозможно скрыть, что из родника уже не только пьют, но гонят к нему скот, стирают белье, ссыпают в него мусор. Причин тому много. Главная из них — топтание на месте, которое, как известно, ведет к обвалам, гниению, болоту.