Я глубоко уважал и уважаю
Кроме того, я не считаю кинематографический «огород» самым «запущенным» (хорошо там, где нас нет). Посмотрите на другие родственные ведомства — где положение лучше? В Госкомиздате? В Министерстве культуры? Всюду «невидимые миру слезы»! Гостелерадио может показаться относительно богаче, но телевидение в мире развивается так быстро, что наша отсталость заметна куда больше.
Теперешнюю материально-техническую базу советской кинематографии хвалить нельзя, а ругать не хочется. Я глубоко уважал и уважаю своих предшественников, и газетные штампы об «уровне каменного века» меня задевают тоже.
Перефразируя известное изречение, можно сказать, что наш кинематограф имеет такую материально-техническую базу, которую он заслуживает. Развитие убыточных отраслей всегда было затруднено в любом государстве. При грядущем повсеместном хозрасчете и самофинансировании трудности жизни нашей отрасли обострятся, вернее, уже обострились. Наш кинематограф убыточен как в целом, так и по всем его основным звеньям — фильмопро-изводству, кинопрокату и киносети (прибыль дают только промышленные предприятия). Убыточен как по российским рублям, так и по валюте.
Планово-убыточная экономика — это унизительно, это необходимость все выпрашивать и на все просить разрешение. Убежден, что кинематограф должен быть доходным, хотя его важнейшая функция — идеологическая — должна иметь твердое государственное финансирование.
Ветры перестройки не только раздробили отрасль, но и выявили в кинематографическом мире немало опасных центробежных сил. Чтобы обеспечить консолидацию, нужно выявить и активизировать центростремительные силы, важнейшей из которых может быть притяжение мощной и эффективной материально-технической базы центральных киностудий и специализированных предприятий Госкино.
Долгосрочная программа перестройки материально-технической базы предусматривает в период до 2005 года коренную реконструкцию всех центральных киностудий, создание новых киностудий на востоке страны, дальнейшее расширение республиканских киностудий и ВПТО «Видеофильм»; ускоренное развитие сети постоянно действующих кинотеатров; создание широкой сети видеозалов, видеосалонов и видеотек.
Эти основные направления, одобренные на совместном заседании коллегии Госкино и секретариата Союза кинематографистов, заложены в перспективных планах развития отрасли и не встретили принципиальных возражений в центральных экономических ведомствах страны.
Вся наша отрасль (основные фонды) стоит в настоящее время немногим более 2,5 млрд. рублей. Чтобы реализовать намеченную программу, необходимо до 2005 года более трех млрд. рублей. Начнем с киносети. В кинематографе, как и в любой системе массового обслуживания, она первична: она ближе всех к народу, для которого и делается кино. Основные фонды киносети приближаются к 2 млрд. рублей, и находится она в руках местных советов. Именно в слаборазвитости киносети главная проблема материальной базы советского кинематографа: если вдруг все наши фильмы станут шедеврами и копий будет в достатке, то киносеть быстро захлебнется и сборы вырастут незначительно. Раньше, когда нужно было похвастаться, говорили о 170 тысячах киноустановок в стране. Когда же готовилась «слезница в инстанции», то говорилось о менее чем пяти тысячах постоянно действующих кинотеатрах (в основном однозальных), обеспечивающих почти 80% сборов. Из них не более половины достойны называться кинотеатрами в современном смысле этого термина. (Для справки — в США около 24 тысяч кинозалов, в Западной Европе около 30 тысяч.) Напомню, что у нас в стране насчитывается шесть тысяч городов и крупных поселков городского типа, из которых почти в двух тысячах нет постоянно действующих кинотеатров.