Вспомните свою героиню
Я об этом не задумывалась, но сейчас понимаю, что даже если эта героиня не типична для предложенных обстоятельств, то я бы хотела, чтобы обстоятельства шли навстречу таким героиням. Мне хотелось бы, чтобы мной управляли такие люди, живущие такой жизнью, с такими же сомнениями, душевными переживаниями, с такой же честной болью за происходящее вокруг. В искусстве должна осуществляться мечта, должен осуществляться идеал. В героине есть элемент мечты тех времен, чтобы нами, наконец, перестали управлять кретины, неспособные двух слов толком связать, не говоря уж о делах. В фильме есть протест против идиотизма условий — не зря же его запретили. Пора на все участки, от которых зависит наша жизнь, качество нашей жизни, посадить умных и честных людей. Сна-чала-то они были.
Разное было. Вспомните свою героиню из фильма «Завтра была война». Она неглупая, по-своему честная, принципиальная.
Н. Русланова. Полякова — несколько односторонний человек, но, думая о ней, я вспоминала васильки, которые всегда росли рядом с пшеницей. Сначала их назвали сорняками и стали выдергивать, а потом оказалось, что они забирают из почвы какое-то вредное для пшеницы вещество. С одной стороны, кажется, что такие, как моя Полякова, губят живую жизнь, а с другой стороны, это невероятно трагическая фигура, взявшая на себя непосильную задачу. По логике ее развития за кадром ясно, что она погибнет из-за своей прямолинейности и веры в то, что жизнь может идти по задуманному «правильному» плану. Она ни в коей мере не отрицательный образ, она напоминает мне «Гадюку» А. Толстого. Вначале огромная вера не только в необходимость своей борьбы, но и в ее справедливость, а потом все идет кувырком, начинается трагедия души, которая не сможет не надорваться. Я с удовольствием откликнулась на предложение тогдашнего студента-дип-ломника Ю. Кары. Меня привлекла именно Полякова, а не Валендра. Я снималась почти бесплатно, только в конце получила небольшие постановочные.
Наши звезды вообще не избалованы гонорарами по сравнению с мировым уровнем, но, может быть, новая актерская гильдия что-нибудь изменит? Я не в курсе этой работы. Итак, маленькая роль Поляковой на равных вошла в список ваших ролей, представленных на получение этой крылатой награды, а теперь, пожалуйста, о «Знаке беды». Ну, это особая, тяжелая картина, ее практически только профессионалы и смотрели, зрители не пошли. В одном городе, где я выступала, ко мне подошел местный прокатный начальник и сказал: «Зачем вы снимаетесь в таких картинах? Зачем вы нам даете такую совершенно непрокатную продукцию?» Людям надоело переживать, им все это просто скучно, как выяснилось. Очевидно, о войне сегодня надо говорить совсем по-новому, совершать какие-то открытия, не знаю, может быть, те высокие чувства уже нельзя эксплуатировать. Когда картина снималась, мы об этом не думали, не стремились к повальному зрительскому успеху.