Суть одна: странная раздвоенность
В «Хау ду ю ду» появился Мамонов — все нравственные обобщения доверены ему. А может, опять-таки не только ему: ерничество Мамонова показалось авторам слабоватым, и они решили укрепить его материальной подпоркой — темой тюрьмы. Суть одна: странная раздвоенность. Разговор затеяли важный. Дорогу другим фильм проторил. Смелость? Острота? В известном смысле. Результат? Про такое говорят: За попытку — спасибо.
Три основные темы «Группы риска» — о проститутках, гомосексуалистах, наркоманах — построены на параллельных интервью с несколькими героями или героинями, которые скорее не опровергают, а дополняют, уточняют друг друга. Это видеофильм, и принцип видео (может, ошибаюсь, но мне он представляется таким: фильм как книга, я с ним один на один вне какой бы то ни было назидательности) выдержан в нем сполна.
Но повторяю: насыщенность информацией, из которой каждый может делать выводы по своему разумению, не только дань видео, но и позиция. То самое «неведение». Если хотите — «беспринципность», которая на самом деле содержит в себе принцип: подлинность, правда, многообразие. Как можно навязывать выводы, если у общества их нет? Если у нас только-только раскрылись глаза? Толпа на улице Горького обсуждает в фильме гомосексуалиста, который переоделся женщиной и разгуливает в мини-юбке у всех на виду. Одни говорят: что ж, у каждого свои странности. Другие: это ужасно! Распущенность! Третьи: этого больного человека надо пожалеть. Четвертые: таких надо изолировать, лечить палкой! Почему какое-то из этих суждений мы должны априори считать окончательным? Надо вперед узнать, понять, а потом уж думать, что делать. Да, вот что мне нравится в «Группе риска» — тут честная игра. Просто разговоры: на улице, в суде, тюремной камере, каких-то запущенных комнатушках, в венерологической больнице, детприемнике, милиции, где проститутки рыдают, ругаются, угрожают, петушатся, наигрывая смелость, какая-то грозится разбить видеокамеру; другая, срывая съемку, кидается, пряча лицо, на шею режиссеру.