Проследить бытовую сторону жизни Веры Ивановны
Переозвучить реплику Васильева «А у нас каникулы» (в ответ на недоуменный вопрос «Куда смотрит комсомол?») с тем, чтобы она не роняла роль комсомольской работы в школе».
Это последнее пожелание подводит нас еще к одному кругу неусыпных забот комитетских стратегов. Просим убрать реплики о Ленине и Маяковском. Очень боялись в комитете каким-либо образом «уронить» достоинство советского человека. А в особенности — члена партии и комсомольца. Кино, включенное в систему пропаганды, обязано было активно участвовать в насаждении культа партии. Партийные функционеры непременно должны были появляться на экране только в виде ангелоподобных существ с сиянием над головой. И ежели, упаси бог, этого не было, а допускались хоть малейшие намеки на какие-либо самые невинные шероховатости в образе представителя партийной организации, пресечение и должное наставление не заставляли себя ждать: «Необходимо сообщить большую значительность секретарю парткома с тем, чтобы он выглядел человеком более информированным в делах треста», — отписывала Э. Ба-рабаш автору «Премии». «Вызывает возражение дискуссия в сцене райкома о количестве гробов»,— делился своими чувствами с авторами «Вдов» Д. Орлов. «В контексте поверхностного разговора персонажей об искусстве просим убрать реплики о Ленине и Маяковском», — настаивал А. Богомолов («Из жизни отдыхающих»).
Неутоленное стремление к «большой правде жизни», надо сказать, вообще очень способствовало расцбету невероятного ханжества и лицемерия на экране. В этом смысле известный миф о «непорочном зачатии» вполне мог бы стать идеальным образом воплощения определенных тем и сюжетов. «По всей картине проследить бытовую сторону жизни Веры Ивановны, которая может характеризовать ее с негативной стороны», — эта рекомендация Д. Орлова сценаристу и режиссеру «Чужих писем» тоже могла быть отнесена и ко всему кинематографу в целом.
«Нам кажется, что ряд сцен потребует особого такта, проявления чувства меры при своей реализации»,— деликатно давал понять тот же главный редактор А. Смирнову, когда тот еще только утверждал сценарий «Осени». Но поскольку тонкий намек не был должным образом воспринят, пришлось потом расплачиваться за обнаружившуюся нехватку «особого такта». Перечень поправок по кинокартине «Осень». Эпизод «В вагоне».