Профессия кинооператора — творческая профессия
У нас нет частной собственности, меценатом у нас является государство. Может ли у нас появиться политическая власть с развитым эстетическим чувством (или чутьем), без которого меценат невозможен?
В. И. Ленин — интеллигент, человек с университетским образованием, но и он, по-моему, не обладал широтой эстетических взглядов. И когда я читаю, к примеру, глубокую ленинскую статью «Лев Толстой как зеркало русской революции», для меня Толстой этим никак не исчерпывается. Ленин в этой статье прежде всего политик и ракурс избран политический, который не дает почувствовать полное содержание Толстого.
Но вместе с тем Ленин всегда оставался терпим и даже, как известно, предлагал издавать произведения врагов Советской власти. Сегодняшние преобразовательные процессы должны внушать оптимизм. Но они сколь обнадеживающи, столь и противоречивы, и если честно, я не могу выработать однозначную упрощеннооптимистическую позицию. Но и пессимистом быть не стоит.
Попытаемся подвести итог разговора, который, надеюсь, получит продолжение. Согласились мы все, я понял, в одном: прямые столкновения, как и полное «слияние» художника и власти, наиболее очевидные и исключительные формы их взаимоотношений. Сейчас мы переживаем редкий в нашей истории период сотрудничества власти и художественной интеллигенции (при всех противоречиях среди самой интеллигенции). Но не надо впадать в эйфорию. Новые взаимоотношения только складываются. И трудно предвидеть, какую форму они приобретут в близком, а тем более далеком будущем.
А теоретический итог, по-моему, в том, что мы попытались выйти за пределы поверхностных, «лобовых» представлений в трактовке как природы «властных» отношений, так и функции искусства, получившего в условиях перестройки и гласности возможность более свободно определять свое место и роль в духовном обновлении общества. Вместо вступления — немного банальностей на случай, если этот номер прочитают не только профессионалы.
Профессия кинооператора — творческая профессия, а средства выражения операторского замысла — сплошь технические. Инструменты кинооператора — пленка, камера, оптика, фильтры, различные приспособления для движения камеры и т. д. Без техники мы как без рук. Так вот сегодня мы — кинооператоры — без рук. И в этом утверждении почти нет преувеличения (если сравнивать с развитыми странами). Поэтому так давно я мечтал об этом интервью.