Процесс поиска важнее результата
Ставить задачу «расширить производство с выходом на внешний рынок» бессмысленно: мировой рынок классической кинотехники неуклонно сокращается — «давят» телевизионные методы. Японские фирмы, например, кинотехнику уже не производят.
Простое наращивание объемов производства наши проблемы не решит: нам не нужно много кинотехники — нужна хорошая, надежная советская кинотехника. Наши конструкторские организации постоянно спотыкаются о неотвратимую необходимость каждый год выдать что-то новое. Почти каждый год, например, создается новая профессиональная киносъемочная камера, которая к моменту освоения уже не нравится никому (кроме создателей), но «операторская общественность» успокоена: согласовано задание на следующую модель с параметрами «на уровне»! Новая марка действует как наркотик. Поистине, «процесс поиска важнее результата».
В «море кинотехники» у нас есть два острова относительной стабильности. Это кинопроекционная техника и осветительная техника. Есть в этом море и отдельные «скалы» — разработаны и выпускаются пока малыми сериями хорошие микрофоны, объективы, измерительные приборы (детонометры,в частности). Возможности для расширения производства и повышения его культуры есть: завершается строительство новых корпусов Центрального конструкторского бюро в Ленинграде, заводов «Ки-нап» в Киеве и Одессе. Но главный результат должны дать переход на хозрасчет, поиск новых форм организации труда и экономических механизмов и, конечно, демократизации работы всех звеньев научно-конструкторско-производственного комплекса. Почему не пойти сегодня по пути кооперации с западными фирмами в некоторых технических вопросах? Конкретно в доведении камеры 7КСР до мирового уровня? С моей точки зрения, камера эта — еще миф. Мы привыкли создавать мифы и неспешно жить среди них. Имеются только два образца этой камеры, которые испытываются уже два года. Серийное производство планируется с 1991 года по 20—50 штук в год. Оценить по-настоящему достоинства такого сложного устройства, как эта камера, можно только на второй сотне экземпляров, то есть не ранее 1993 года. Каков тогда будет мировой уровень?
Возможно, эта камера представляет ценность как базовая конструкция будущего семейства. Секрета из нее не делалось, ее видели специалисты многих ведущих зарубежных фирм. Никто эту камеру, насколько мне известно, не покупал. Были положительные отзывы, была и серьезная критика — хотелось бы думать, что из зависти.