Постоянные герои многих фильмов замечательного мультипликатора
Героиня другого фильма «Девочка и дельфин» (режиссер Жан-Клод Лорд) двенадцатилетняя Дафни живет на берегу залива Св. Лаврентия. Она наделена способностью воспринимать больший диапазон частот, чем обычные люди, благодаря чему различает звуковые сигналы, которые подают дельфины и киты. Дафни — органическая частица природы, еще не отчужденная от нее, как большинство людей, тупиковой цивилизацией. Для нее, чувствующей себя в воде так же непринужденно, как на земле, люди и дельфины в равной степени друзья и разумные существа (люди, правда, разумны бывают не всегда). Окружающие не без удивления наблюдают, как по вечерам девочка стоит на большом камне, раскинув руки и повернувшись лицом к заходящему солнцу, и словно впитывает энергию живительного светила. Вместе с тем Дафни нельзя отнести к разряду традиционных и надоевших «природных» персонажей, как бы ухитрившихся остаться в стороне от торной дороги прогресса. Для зрителя, особенно детского, Дафни в этом полусказочном фильме привлекательна тем, что она ничего не боится, все умеет, в том числе лихо управлять автомобилем и моторкой, и необычайно активно и изобретательно, умея добиваться своего, защищает своих друзей — обаятельных и доброжелательных дельфинов.
Создатели картины подарили нам ощущение, будто в лице Дафни заплутавшая цивилизация может обрести наконец гармонию между природой и порождениями человеческого разума. Необходимо сказать и еще об одном канадском фильме, прошедшем вне конкурса. В рамках фестиваля была проведена ретроспектива фильмов американского режиссера-мультипликатора Джека Зандера. Экскурс в прошлое, в тридцатые-сороковые годы,прозвучал как воспоминание о детстве доатомной эры, когда дожди еще были дождями, а не радиоактивными или кислотными осадками, а в детские головы с непринужденностью и юмором закладывались вечные истины о сострадании, традициях, долге.
Том и Джерри — кот и мышонок — два персонажа, постоянные герои многих фильмов замечательного мультипликатора. Они живут в одном доме и постоянно изводят друг друга, как и положено представителям враждующих кланов; вечно ссорятся, но жить друг без друга не могут. Один из самых подкупающих сюжетов — рождественский. В пылу традиционных погонь, доведенный до белого каления кот выгоняет мышонка на улицу и плотно задраивает все щелки. В дом не проскочить. Наконец-то тишина и покой. Кот привольно раскинулся на шелковых подушках. Елка, свечи, нарядные игрушки, нежные рождественские мелодии. А на дворе — замерзающий малютка. Классическая ситуация рождественского рассказа. Кот некоторое время сидит с выражением душевной борьбы на усатой морде — и наконец, не выдержав, бросается на улицу. Мышонок тем временем успел превратиться в льдышку в форме эскимо, а палочкой служит мороженый хвост. Встревоженный не на шутку кот засунул льдышку чуть ли не в самую середину камина. Мышонок оттаял, ожил — и тут же устроил новую пакость. Жизнь вошла в нормальную колею. В каком возрасте следует читать Достоевского? Мне кажется, только один ответ здесь возможен: в том возрасте, когда будешь внутренне к этому готов. В 14, в 17, в 40. А для кого-то, не исключено, Достоевский так и останется закрыт навсегда.