Перестройка кинематографа нуждается в духовном обеспечении
Появилось несколько серьезных фильмов о трудных, драматических и трагических моментах нашей истории («Холодное лето пятьдесят третьего», «Завтра была война»).
На передний край перестройки вышла кинопублицистика. Но вызывает недоумение и тревогу исчезновение целых материков на «тематической карте» современного кино (историко-революционный фильм, фильмы о войне, показывающие войну не только как арену мужества, но и как важный момент в нравственной истории общества).
Боюсь, что возрождению и обновлению этих разделов, равно как и прямому обращению к перестройке экономики и человеческих душ, возникновению новых художественных концепций мешает растерянность ряда художников на переходе от инерции сталинизма и застоя к свободному творчеству в условиях гласности и демократизации общества. Мешает (как это ни странно) плохое знание многими из них реальной истории революции, идей и норм ленинизма, принципиальных различий между ленинским и сталинским подходом к практическому осуществлению диктатуры пролетариата, принуждения и «красного террора», утверждения правовых и нравственных норм революции и социализма. Сталинизм как бы застит глаза, мешая отчетливее видеть разницу между врангелевским вешателем и ком-мунистом-ленинцем, оказавшимися в одной и той же тюрьме или лагере; анализировать неизбежную жестокость революции и преступные злодеяния во имя личной диктатуры «вождя»; судить об экономической политике большевиков, об их кооперативном плане по ленинским «первоисточникам», теоретическим и практическим, а не по сталинским извращениям этих «первоисточников».
В октябре при Союзе кинематографистов начал свою работу интеллектуальный клуб «Свободное слово». Формулируя задачи нового объединения, в заседаниях которого участвуют многие известные художники, философы, экономисты, искусствоведы, политологи, председатель и основатель клуба В. Толстых сказал: «Начатая V съездом СК перестройка кинематографа, а теперь и самого творческого союза, нуждается в серьезном мыслительном, духовном обеспечении. Среди множества вопросов, которые придется решать, самыми трудными, «головоломными» наверняка окажутся вопросы мировоззренческие, питающие живое творчество художника. Они-то и будут в центре нашего внимания.
Период публицистического натиска на социальную действительность, судя по всему, начинает уступать нужде в аналитическом, собственно теоретическом осмыслении прошлого, настоящего и будущего нашего общества, нашей культуры. Создание клуба — скромная попытка ответить на эту потребность».
Обсуждение темы «Художник и власть» было одним из первых. Сокращенная и доработанная членами клуба стенограмма этого обсуждения и послужила основой настоящей публикации. Валентин Толстых, философ. Сегодня нам предстоит обсудить сложную и весьма актуальную тему. Я не помню случая, чтобы в нашей литературе, научной или публицистической, кто-то попытался вот так, с ходу поразмышлять о взаимоотношениях художника и власти. Едва ли нам удастся всесторонне раскрыть эту тему, да это и невозможно. Хорошо, если мы правильно и интересно ее поставим. Думаю, нам в этом поможет член клуба, .старший научный сотрудник Института философии АН Валерий Александрович Подорога. Его научные интересы непосредственно связаны с обсуждаемой темой, и он любезно согласился быть нашим проводником, или, как это теперь принято называть, «шоуменом».