Необходима серьезная ответственность перед людьми
Нам недостает умного, глубокого разговора о нравственной позиции нашего киноискусства. Люди — художники и зрители — должны отчетливо понимать отличие добра от зла в наших фильмах. Фильмы могут быть разными и по таланту их создателей, и по жанру, но нравственная позиция авторов должна быть видна. Пока же у нас много картин умственно и нравственно незрелых. Очень сильна у деятелей кино тенденция понравиться публике. Хотят понравиться отдельным слоям общества, молодежи. А художник никогда ни в чем никому не должен хотеть угождать. Его дело — говорить истину, нести правду. И главное — необходима серьезная ответственность перед людьми, перед зрителями. Это есть, на мой взгляд, в картине А. Сокурова «Дни затмения». Есть порывы к настоящему, к пониманию жизни, к крупному разговору о судьбах человечества и мира. Здесь наряду со злобой дня существует и та высшая позиция, с которой ведется разговор.
Когда я смотрел по телевидению «Одесскую альтернативу», мне вспоминалась маленькая пьеса Гоголя «Лакейская». Там слуги готовятся к своему балу. Они видят, как это делают господа. И вот — бал лакеев. Увы, ничего другого мне в голову не приходит. Низвести советский кинематограф до «бала слуг» и радоваться, что он соответствует каким-то западным образцам, пусть чуть победнее и, в общем, менее качественно,— меня от этого оторопь берет. И в этом участвуют серьезные люди! Отвлекаются от настоящего, нужного дела и занимаются, простите, белибердой, теряя время и силы, не только свои, но и зрительские, то есть народные. Это вовсе не безобидно при материальной и духовной нищете нашей страны. Как можно множить одно на другое? Нищету экономическую на нищету духовную! Наша культура сейчас оставляет позиции перед наступающей и торжествующей пошлостью. Тут девочки голые — хорошо, ново; там картина вышла безнравственная — зато «современная». Но не надо путать демократизм с циничностью, безвкусием. Свободе творчества надо учиться, с умом ее понимать. «Свобода не в том, чтобы говорить произволу своих желаний «да», но в том, чтобы уметь сказать им «нет».