На одной из встреч
Я с вами согласен, но только отчасти. Наше послание не имеет какого-то конкретного адреса — мы и здесь стремились к обобщению. А вот насчет вашего поколения — не знаю, как в России, но в Грузии иная ситуация. Меня всегда радовало, что молодежь, которую я так люблю, уважаю и считаю гораздо лучше нас, яснее и острее всех воспринимает фильм. На одной из встреч студенты даже спрашивали нас: почему вы не верите в наше поколение, зачем убиваете Торнике? Это был лучший отклик на «Покаяние». Ну, а если отвлечься от искусства и взглянуть на проблему шире, правомерны ли тут обобщения? Я вот о чем: идею покаяния развернул (не без влияния фильма) академик Лихачев: он призвал к покаянию весь народ. Но есть и другая точка зрения, бытующая главным образом в среде интеллигенции: не в чем нам каяться, наши руки не запятнаны кровью, и, призывая на свою голову кару Божью, мы только подыгрываем тем, кто действительно виновен и должен держать ответ. Что вы думаете по этому поводу?
Я верующий человек и считаю, что покаяние необходимо всем, ибо кто ж из нас без греха. Покаяние очищает, преображает душу. Я уверен, что человек, вышедший из церкви или с кладбища, несколько секунд не может творить зло. Мало? Но секунды и столетия строят. А нам бы хоть дни скопить, только б начать.
В мае исполняется третья годовщина V съезда кинематографистов, ставшего крупным общественным событием. В истории советского кино съезд стал точкой отсчета нового времени.
Прошедшие три года — годы принципиальных организационных изменений в структуре кинопроизводства и структуре Союза кинематографистов. Состоялось пять пленумов правления, на которых дискутировались проблемы, связанные с базовой моделью кинопроизводства, с эстетической моделью современного кинопроцесса. Были вынесены на обсуждение актуальные вопросы развития национальных кинематографий и телевизионного кино.