Кинематограф сегодня стремится к децентрализации
Последний сделанный фильм — удивительно молодая картина! Ефим Юльевич работал над ней уже больной, правда, еще не зная о своей болезни. Но, наверное, человек всегда что-то чувствует. Поэтому есть в этой картине и нечто от завещания. Завещания ценить искусство, бороться за истину, уважать живое. Прощайте, дорогой Учитель, прощайте Ефим Юльевич! В каком возрасте читать Достоевского? Подобно тому как весь наш кинематограф сегодня стремится к децентрализации, так от «большого» Московского кинофестиваля отделился Первый международный фестиваль кино — и телефильмов для детей и юношества.
Нет ничего удивительного в том, что многие фестивальные ленты можно было сравнить с такими литературными жанрами, как семейный роман или роман воспитания. Это внеконкурсные: австрийский фильм «Детство в Вене» (события его разворачиваются в канун аншлюса), норвежский «Начало одной истории»; конкурсные: нидерландский «Мой папа живет в Рио-де-Жанейро», итальянский «Миньон уехала». Последний из названных фильмов поставлен режиссером Франческо Арки-буджи.
Говорят, что Канада является сейчас лидером мирового кино для детей и что там выпускается фильмов для них в пять раз больше, чем на всех студиях нашей страны (ссылаюсь на слова режиссера Усмана Сапарова, члена жюри СИФЕЖ Московского фестиваля). На конкурсе были представлены два канадских фильма, и отборочная комиссия не нашла в себе сил отказаться ни от одного из них.
В первом, «Братишке» режиссера Клода Ганьона, исполнитель главной роли Кенни Истердей играет самого себя. Судьба мальчика сложилась так, что из-за врожденного порока врачи вынуждены были ампутировать ему нижнюю часть туловища. Кенни 13 лет, он ловок, проворен, катается на скейтборде, любит утверждать свою самостоятельность, не отказывает себе в удовольствии поозорничать и склонен с невинно-прилежным видом возникать на пути старшей сестры в тот момент, когда надо поцеловаться с парнем. В этом фильме главное не сюжетные повороты, хотя они часто психологически остры и напряженны. Главное — то, как относятся к Кенни окружающие и юные зрители. Они постигают нечто очень важное: истинное милосердие основано на глубочайшем уважении к человеческой личности, к самой идее человека. Лента получила три приза: специальный приз большого жюри «за гуманизм», первый приз детского жюри и приз за исполнение главной роли.