Как я понимаю задачу Союза кинематографистов
V съезд поставил перед кинематографистами глобальные проблемы. И для решения их, на мой взгляд, необходимы программы минимум и максимум. Пока осуществляется программа-минимум, обдумывается и готовится к осуществлению программа-максимум. Мы же сразу взялись за максимум, без серьезной базисной подготовки. Неудивительно поэтому, что осуществление осталось в стадии маниловщины и приняло неплодотворные формы. Например, идея перехода кинематографа на хозяйственный расчет. Такое впечатление, что наши союзные руководители, которые эту идею сами добровольно выдвинули, пытались таким образом попасть в общую струю преобразований в экономической жизни страны. По-моему, это было провозглашено несколько преждевременно. Союзу и Госкино следовало бы заняться серьезными улучшениями в рамках того, что было: упрощением отношений между Госкино и студиями, устранением многоступенчатости в решении творческих вопросов, улучшением, причем быстрейшим, технической базы. Начать нужно было с упразднения того, что мешало. И сделать это легко и просто. Тогда бы сильно и быстро возрос коэффициент полезного действия и творческих работников и студий. Сейчас же все, наоборот, усложнилось. Конечно, на V съезде многое в принципе было придумано правильно, но привнесенная хозрасчетом путаница и неразбериха создают неплодотворную атмосферу. Люди гонятся за прибылью, это, может быть, и нужно, но никогда никакое искусство не делалось и, во всяком случае, не замышлялось в расчете на прибыль или финансовый успех. Возникла серьезная сумятица в умах и деятельности. Достаточно взглянуть спокойным взглядом на жизнь киностудии «Мосфильм». Для меня не ясна и основная задача деятельности союза. Как понимает союз свои цели и задачи, смысл своего существования? Ведь все должно проистекать от общего и цельного понимания главных проблем, выдвигаемых современностью.
Для меня сегодняшний мир — это мир всеобщей катастрофы. Следовательно, назначение каждого человека в отдельности и людей, объединенных разными союзами, одно — спасать. Цель всеобщая и единственная для всех. Необходимо действовать вместе — беда объединяет людей. Это — как огромный, всепожирающий пожар, на котором каждый — пожарник. Вот как я понимаю задачу Союза кинематографистов, кинематографа и культуры в целом сегодня.
Из этого понимания я начинаю выводить наши надобности — надобности в целом союза и каждого художника, чтобы качественно выполнить эту свою огромную миссию. Нам необходимо оснащаться, иметь все, что потребуется. Как и в пожарной команде должно быть все — от багра, пожарных дрог и лестниц до молока, которое пожарник получает за вредность.