Год за годом выпускаем фильмы, посвященные любимому городу
Илье Вениаминовичу Вайсфельду исполнилось 80 лет. В это трудно поверить, зная, какой груз забот лежит на его плечах, насколько активен он в своей деятельности и помыслах, как живо, заинтересованно вмешивается в повседневные кинематографические дела. У него много друзей, много благодарных учеников — для всех Илья Вениаминович находит время и силы. И в жизни нашей редакции он постоянный и вдумчивый участник, исполняющий обязанности члена редколлегии с серьезной, глубокой отдачей. Мы сердечно поздравляем Илью Вениаминовича и желаем ему доброго здоровья, многих лет плодотворной работы.
Имя Ефима Юльевича Учителя стоит в титрах двух замечательных ленинградских документальных картин — «Ленинград в борьбе» и «Подвиг Ленинграда». Он не только был режиссером этих фильмов, он их снимал. Обессилевший от голода, он клал свою камеру на небольшие санки и брел по улицам, снимая иногда последние мгновения людей, их последние вздохи. Садился в боевые самолеты на место стрелка, но без оружия, с одной лишь кинокамерой. Снимал в окопах, на переднем крае фронта.
После ленинградских картин он создал цикл фильмов о России — «Русский характер», «Дочери России», «Мир дому твоему». Эти фильмы заметно отличались от слащавой помпезности победоносного стиля послевоенной документалистики. В шестидесятые годы Ефим Юльевич вместе с Константином Славиным сделал еще один фильм о России — «Твое щедрое сердце». Песня Окуджавы «До свидания, мальчики», спетая и разыгранная молодыми выпускниками Товстоногова, ставшими ныне известными ленинградскими режиссерами, задавала этому фильму тон.
А потом Учитель снова вернулся к ленинградской теме, год за годом выпуская фильмы, посвященные любимому городу. Признаюсь, мы, его друзья, поначалу относились к такому тематическому однообразию с некоторой иронией. Но Ефим Юльевич со спокойным достоинством переубедил нас, и в результате мы оценили эту его любовь к Ленинграду, так окрепшую в годы войны. Многие из нас обязаны ему самой возможностью работать в кино. Сейчас таких режиссеров, прошедших школу Учителя, на студии всего пять-шесть. Из скромности, я думаю, он так и не решился войти в студенческую аудиторию. Вообще спокойствие, отсутствие праздной суетливости были его заметными чертами — оттого так весомо звучали на студии его негромкие суждения.