Еще три фильма
Фильм — каскад приключений, веселая игра в детектив, где все время пародируются и доводятся до абсурда ходячие блоки жанра. При этом ирония нисколько не мешает остроте зрительских переживаний. История обрамлена забавной и милой виньеткой: в начале картины братья, в порядке повышения квалификации, идут в ближайшую киношку посмотреть детективный фильм. В финале, выпутавшись из передряг, снова отправляются на любимый фильм. По окончании Ник, младший брат, объясняет старшему «в доступной форме», в чем тут дело и кто кого убил. И все-таки этот увлекательный фильм английских кинематографистов был скорее исключением. На этот раз программа для юношества получилась весьма и весьма драматичной, что разжигало многочисленные споры.
В связи с этим вспомню еще три фильма. Это «Памятник над могилой светлячков» японского режиссера Исао Такахата (получивший главный приз большого жюри, разделив его с лентой «Не помню лица твоего», а также специальный приз детского жюри) и советский фильм Ады Неретниеце (отмеченный СИФЕЖ) «Гадание на бараньей лопатке» и израильский фильм «Колыбельная». В первом средствами мультипликации рассказывается о бедствиях детей в городах Японии, подвергавшихся бомбардировкам американской авиации во время второй мировой войны.
Во втором действие происходит в начале 50-х годов в сибирской деревне, где среди русского населения живут высланные сюда калмыки, латыши, украинцы. Это трагедия для всех народов как малых, так и больших. Но дети не затронуты коррозией ни национальной, ни какой-либо иной розни. Они есть мерило нравственности, естественной свободы человеческих отношений. И наконец, «Колыбельная» Эфраима Севелы, режиссера, эмигрировавшего из, живущего ныне в США.
Картина состоит из трех новелл, действие которых происходит во время второй мировой войны в оккупированной фашистами Польше. Дети, замученные в еврейском гетто. Военнопленный, бегущий из лагеря; овчарка, спасшая ему жизнь, приводит его назад, в лагерь: ведь она возвращает его людям, откуда ей знать, каким именно? Еврейский мальчик, случайно уцелевший от расстрела. Когда он выбрался из рва, куда фашисты сваливали трупы, его подобрал ксендз из ближней деревушки. Мальчик живет при костеле, где изображение богородицы напоминает ему погибшую во рву мать. На пресс-конференции режиссер особо подчеркивал, что фильм интернационален, в работе над ним принимали участие арабы, евреи, поляки. Люди создавали картину по велению нравственного долга. Предвижу возражения (раздавшиеся и в дискуссиях): ничего себе, детские фильмы!