Дух неуспокоенности и исканий
Условности жанра фантастики не должны мешать ясному определению в сценарии классовой расстановки сил на Гиганде. Следует уточнить с этих позиций, из-за чего там происходит война, кто и с кем воюет. Без этого антивоенная тема, звучащая в произведении, может обернуться пацифизмом. Наконец, в жизни людей будущего, какой она предстает в сценарии, отсутствует пока напряженный творческий ритм, дух неуспокоенности и исканий. Эпизоды, в которых представлен быт, труд, искусство «землян», не создают, вопреки замыслу автора, ощущения стремительного взлета цивилизации. Коллегия считает, что в представленном варианте сценарий «Бойцовый кот возвращается в преисподнюю» не может быть рекомендован к постановке.
Все! Некуда деваться. Ни пяди земного, ни даже выдуманного пространства, где бы мысль художника могла реализоваться, не попав в тиски запретов, ограничений, непререкаемых идейных и эстетических догматов. На каждом шагу, куда ни ступи,— цензурные капканы. И каждая попытка самостоятельно мыслить, видеть и объяснять окружающий мир как реальность подпадает под страшный пресс клишированных представлений и политических мифов. И повсюду, всегда, во всем — тотальное навязывание мертвого стандарта, убогих схем, лозунговой упрощенности. Бедное наше кино! Что оно вытерпело.
Вытерпело ли? Да, конечно, в годы застоя появились и «Зеркало», и «Начало», и «Печки-лавочки», и «Долгие проводы», и «Агония», и «Проверка на дорогах», и «Цвет граната», и «Необыкновенная выставка», и «Лютый», и «Тризна» и другие яркие и смелые вещи. Но то были одиночные героические прорывы. И чего они стоили смельчакам, отчаянно и нерасчетливо бросавшимся на красные флажки охотничьей облавы! Сколько сил, времени, нервов ушло не на творчество, а на долгую и безнадежную борьбу. А мы еще удивляемся сегодня, недоуменно разводим руками, пеняем перестроечным временам: мол, как же так, долгожданные свободы объявлены, а где же новые шедевры, отчего не бьют фонтаны?