Кинематограф через производство и прокат
Создается странная ситуация: прежнее руководство Союза кинематографистов, чей общественный кпд был равен нулю (а может быть, выражался отрицательной величиной), критике практически не подвергалось, в то время как нынешний секретариат, работающий не в пример активнее, вызывает против себя шквал упреков. Но в известной мере это и понятно: с новых руководителей иной спрос. Раньше никого не удивляло, если какой-нибудь руководитель «греб под себя»,— он ведь для того и рвался к власти. От новых руководителей требуется повышенная щепетильность.
Кинематограф (через производство и прокат связанный с общими экономическими процессами) вязнет в тех же противоречиях, что и все наше общественное развитие. Ни шатко, ни валко идет перестройка и самого С К, разработка авторского права, нового устава. Насущно необходим механизм, который обеспечил бы эффективный контроль за работой правления и секретариата, регулярное обновление их состава. Целесообразно, как мне кажется, было бы закрепить за профессиональными гильдиями право делегировать своих руководителей в состав секретариата. Такие делегированные секретари будут непосредственно представлять интересы гильдий, подотчетны им и по решению гильдии могут быть освобождены от порученной им должности.
До сих пор в центре внимания СК стояли вопросы административно-финансовые. Пришло время, когда на первый план должны выдвинуться вопросы творческие. Хорошо, что очередной пленум правления был посвящен творческим проблемам. Однако я убежден, что работа в этом направлении должна стать постоянной и основной в нашем союзе, который таким образом будет оправдывать свое наименование творческой организации.
Кино не только искусство, но и коммерция,— это общеизвестно. Сейчас, когда все становятся коммерсантами, как никогда раньше, важно напомнить: кино не только коммерция, но и искусство! Увы, похоже, что многие творческие работники стали об этом забывать.
То, что Госкино, прокат, администрация студий одержимы коммерческими заботами,— это нормально, и это гораздо лучше, чем служить мертвой идеологии. Но то, что коммерческими заботами одержимы художники,— это ненормально и чревато тяжелыми последствиями. Укрепляется мысль, будто можно заниматься творчеством — и богатеть, заниматься творчеством — и забирать в руки власть. Будто можно выгодно торговать духовными ценностями.