Обращаясь к аспирантам
Американские рецензенты считают, что, снимая фильм о судьбе Престона Такера, Коппола снял фильм о себе. Как и Такер, он знал взлеты и падения, но никогда не терял надежды, всегда, даже после страшных ударов судьбы, находил в себе силы браться за новые рискованные идеи. 23 сентября 1969 года Гарольд Ллойд, которого называют отцом американской кинокомедии, открыл семинар по мастерству для аспирантов Американского киноинститута (АФИ). Спустя почти два десятилетия после первой лекции, прочитанной Ллойдом в АФИ, многие его ученики собрались, чтобы почтить память своего учителя и учредить фонд Гарольда Ллойда (1,1 млн. долларов) , предназначенный для развития жанра кинокомедии, которому посвятил свою жизнь выдающийся актер. Чести провести первый семинар по мастерству, который будет носить имя Гарольда Ллойда, был удостоен Стивен Спилберг.
Обращаясь к аспирантам, Спилберг сказал: «Не слушайте пессимистов, которые предсказывают, что на смену киноискусству придут другие средства массовой информации. Я верю, что киноискусство будет существовать вечно. Это эстафета, которую мы передаем следующим поколениям. Кино — самая великая форма искусства XX века, и мы должны сделать все, чтобы кино принадлежало и XXI веку. Наша волна уже разбилась о берег. От вашего поколения будет зависеть судьба кино».
Ниже мы приводим выдержки из беседы Спилберга с аспирантами АФИ.
— Можно ли сказать, что вы совершенствовались в своей профессии со времени ваших первых фильмов, снятых в начале 70-х годов?
— Я думаю, с годами приходит не совершенство, а смелость, которую дает опыт. Я считаю, что некоторые из моих ранних картин лучше некоторых моих последних фильмов.
— Во время церемонии вручения вам награды Ирвина Талберга в прошлом году вы сказали, что слабое место в кинематографе — это сценарии. Вы были недовольны фильмами в последние годы?
— Я имел в виду будущее кинематографа. Во многом призыв улучшить качество сценариев был обращен к самому себе. Я хотел сказать: «Хватит снимать космические корабли, летающие шары и световые эффекты. Пора заняться людьми, попытаться услышать, что они говорят в тот момент, когда чувствуют эмоциональную потребность в общении друг с другом». Это совсем не означает, что надо отказаться от чудесных сценариев, по которым были сделаны многие фантастические фильмы. Просто мне стало казаться, что в последнее время мы все страдаем от засухи, хотя где-то есть вода, ее просто надо найти. Сегодня каждый, кто садится перед чистым листом бумаги, знает, как трудно придумать что-то оригинальное. Всякий раз, когда я что-то пишу, а потом вспоминаю, что похожее уже было использовано в кино, я немедленно выбрасываю написанное.