Обличительный поворот в сторону общественности
Мне кажется, что ведение в подобных случаях — это неизбежно поверхностность и упрощенность. Впрочем, посмотрим внимательнее. «Хау ду ю ду» — картина изобретательная. Полчаса — но даже и не за такие: маммона, купля-продажа, дураки, фальшь, стереотипы и пр. Потом — вступительные экзамены в актерский вуз, разные девочки, по-разному пере — или недоигрывая, читают монолог Наташи Ростовой («Соня! Ну как можно спать! Да ты посмотри, какая прелесть!»), и опять-таки, приученный эзопами застоя и метафористами современности откапывать тайные символы везде, где надо и не надо, усматриваешь массу ассоциаций. Ага!.. Тут и тоска глупых девочек по красивой, внебытовой жизни. Не прошла в актерский,пошла. (Так и окажется: в проститутки!) И такой вроде бы смысл, что красивая жизнь фальшива, это та же жажда обладания, стереотип — к этому уже подтолкнул Мамонов. И (обличительный поворот в сторону общественности, роль которой нечаянно досталась подлинному председателю приемной комиссии интеллигентному Катину-Ярцеву) — невнимание общества к личности: «Следующая!.. Следующая!» Ага!.. Общество само поощряет к притворству, грубому наигрышу тонких чувств — и само же осуждает!
Только потом, в следующих кадрах появится главная героиня, та самая загримированная, которая и расскажет о специфике профессии.
Погодите! Но ведь мнение свое авторы картины уже сформулировали, приговор вынесли, несколько назидательную концепцию уже высказали. То есть ясно, что это мерзко, низко и т. д. Я понимаю, без такой концепции, без осуждений априори фильму пришлось бы трудно. Ему и так досталось, как первопроходцу. Но, отдав дань неизбежности, авторы оказались, по-моему, скованы концепцией. Назидательный вывод в искусстве еще может быть. Но назидательный замысел? Получилось, что сама по себе документальная фактура, реальность для фильма не слишком и важна. Разговоры с проституткой весьма банальны и, в сущности, не выходят за рамки примерно такого. Трудно. А стыдно? Еще как. Но как иначе кормиться? А надоедает? Ой, надоедает! Кое-какие переговоры девиц с зарубежными клиентами на помеси французского с нижегородским, записанные точно направленным скрытым микрофоном, тоже особого смысла не несут, ибо зачем? Надо лишь обозначить, что такие разговоры в принципе есть.