О федеративном союзе национальных кинематографий
Теперь к вопросу об СК. О федеративном союзе национальных кинематографий или — едином и неделимом, каким он был изначально создан. Как видно из устава, в СК вступают индивидуально работники кино — и телефильма, а не по-взводно или по-ротно. И наша сила была и будет в нашем единстве. В то же время я за свободное волеизъявление любой национальной кинематографии. Пусть республиканские союзы будут самостоятельны и независимы. Но при реальном плюрализме мнений это не должно помешать отдельным кинематографистам (тем, кто пожелает) быть членами или СК, или СК республики. У каждого должна быть свобода выбора. Не нужно никого насильно ни держать, ни загонять. А вообще-то, чтобы не наломать дров и чтобы в будущем не стало стыдно за свое легкомыслие, по вопросу единства союза необходим референдум.
Поскольку ведущие кинематографические силы сосредоточены в крупных городах, то обычно и проблематика фильмов, как и вообще «знание жизни», сводится исключительно к изображению жизни в больших городах. Поверхностному чаще всего. А тут еще и бойкий интерес к ранее закрытым темам — наркомании, рок-музыке и пр. Но ведь в большинстве своем наш народ живет в бесправии и униженности — вот об этом нужно говорить с экрана. Бороться за то, чтобы в основу нашей жизни были положены принципы здравого смысла и уважения к человеку, я думаю, кинематограф обязан. В этой связи мне очень симпатичны работы Т. Скабард, А. Сокурова, С. Мирошниченко, В. Соломина.
К сожалению, догмы сталинизма заложены в нас глубоко. Работая над фильмом «Камо грядеши», я все время задавал себе вопрос: почему создание коммуны невозможно в стране, где у власти находимся мы — коммунисты? И пришел к выводу, что тот социализм, который провозгласил Сталин, держится на отдельных признаках социализма: проблема власти решена, проблема собственности — тоже, классовая структура — в норме. Но вся беда заключается в том, что эти точки соединяются не реальными связями, а мысленными линиями. Признаки социализма превращены в «призраки». Или другой очень важный вопрос — Коммунистическая партия. До сих пор мы живем и руководствуемся главным принципом организационной структуры партии, сформулированным самим «отцом народов»! Поэтому афоризм «партия превратилась в армию» — это не просто лихая фраза. Вопросы критики и гласности по-прежнему очень актуальны, поскольку нет ответа на вопрос: «сколько демократии? сколько социализма?» И меня не удивляет, что мой фильм «Тайное голосование» до сих пор лежит на уже новой — «перестроечной полке».