Какие новые художественные тенденции
В минувшем году стали ощущаться, на наш взгляд, сдвиги в кинопроцессе. Появились фильмы, которые дают повод говорить о ростках нового киномышления. Редакция разослала около ста пятидесяти анкет кинематографистам — представителям всех творческих профессий с просьбой ответить на следующие вопросы:
Как Вы лично относитесь к тем преобразованиям, которые происходят сегодня на студиях? Что представляется Вам перспективным, что вызывает сомнение, недоверие, протест? Отражаются ли происходящие перемены на Вашем творчестве?
Какие новые художественные тенденции привлекают Ваше внимание1 Что кажется продуктивным, обнадеживающим? Что вызывает тревогу, негативное отношение? Назовите, пожалуйста, конкретные фильмы.
Фиксируете ли Вы возникновение новых мировоззренческих, идейных, художественных концепций1 Как сильно влияют на кинопроцесс идеологические догмы сталинизма и застоя?
С этого номера мы начинаем публиковать полученные материалы.
Я отдаю должное деятельности СК после V съезда, и было бы несправедливо отрицать значение того, что сделано за эти годы. Взять хотя бы конфликтную комиссию (у нас ее называют «реабилитационной»), вернувшую нам целую кинематографию в ее лучших образцах. И то, что студия и все мы освобождены от бывшего редакторского произвола, что называется, расправили плечи. И то, что отношения между СК и Госкино избавились от противостояния или послушания.
Но меня лично огорчает, что недопустимо долго тянется конструирование новой модели, новой структуры. Наше государство, мне кажется, строит новую модель социализма быстрее, чем мы свою.
Сколько ушло времени, сил, нервов, сколько энергии и внимания заняли споры, носящие часто групповой характер.
Как долго тянут в разные стороны пресловутое «одеяло»! Это отвлекло на целых три года внимание от основного, от того, что является главной целью, смыслом нашей деятельности в СК. Вопросы художественные, честь и достоинство режиссерской профессии, «больная» актерская проблема, авторское право создателя фильма, создание лучших условий для труда и творчества, для жизни, многое другое, устремленное на болевую точку — на сам фильм. Много появилось хороших картин, много пришло в кинематограф талантливых людей. Но как, в конце концов, добиться, чтобы советское киноискусство вынырнуло, наконец, из забвения и жалкого положения на мировом рынке?